CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Статья историка  Дмитрия Бохонского

Петербургские домовые частные храмы: Общий очерк бытования

Санкт-Петербург со дня своего основания Петром I задумывался как альтернатива всей остальной старой московской России. Так ли это? Получилось ли у царя создать эту альтернативу полностью? Не совсем, в новом городе сразу появились и до сих пор чувствуются элементы старого уклада. Даже улицы расходятся из центра, а точнее от Петропавловской крепости и Адмиралтейства в разные стороны по-московски. Другой особенностью стали личные домовые храмы.

С первых времен существования Санкт-Петербурга здесь были частные постройки, в стенах которых были домовые храмы. Это, безусловно, «московский след». Именно в Москве стали появляться церкви «для личной молитвы». Особенный расцвет таковых храмов приходится на XVII век. В петербургском доме князя А. Д. Меньшикова обустраивается Благовещенская церковь. Также следует назвать дома других сподвижников Петра – графа П. М. Апраксина или барона П. П. Шафирова.

Дом светлейшего князя Меншикова. Гравюра из альбома: «Эстампы разных деяний Петра Великого». Ростовцев А. И. Собрание Государственного Эрмитажа

Причин устройства подобных церквей было много. Среди них, безусловно, было и личное благочестие. Однако часто можно встретить и желание быть подобным царю (а иметь в царском дворце церковь – давняя и неоспариваемая традиция). Возможно, этот факт подражания и вызвал раздражение у Петра Великого. В то же время он не принимал «спесь» вельмож, не желавших молиться с простолюдинами.

Император был человеком масштабной деятельности – не мыслил частными вопросами. Все должно действовать для одного дела. Мы не будем рассуждать о религиозности, несомненно, одного из крупнейших деятелей России, и не здесь говорить о неоднозначных решениях относительно Церкви в целом. При этом император отмечал, что какого бы сословия ни был человек, он должен молиться со всеми остальными.

12 апреля 1722 года вышло указание закрыть и разобрать все храмы, утварь перенести в приходские церкви. Но… 5 октября 1723 года Св. Синодом было разрешено знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах «подвижные антиминсы, с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». Существование домовой церкви допускалось только до смерти лица, для которого было позволено учредить ее, а затем, если не было разрешения на продолжение существования церкви, вся утварь храма, по распоряжению епархиального начальства передавалась приходской церкви.

С момента указа 1723 года мы часто видим при начале устройства нового домового храма прошение хозяина пойти навстречу «для немощи». Появляются церкви в домах князя А. М. Черкасского, графов П. И. Мусина-Пушкина, А. И. Ушакова, С. Ф. Апраксина и других близких ко Двору вельмож.

Фасады домов по набережной Невы на Петербургском острове в Петербурге. 1724–1750. Собрание Государственного Эрмитажа. ЭРР-6387. В двух домах (барона Шафирова и Головкина) одновременно существовали домовые церкви

Следует отметить, что этот последний указ Св. Синода действовал до 1917 года. Иногда в связи с этим вспоминается «тактический» указ Екатерины II от 12 августа 1762 года о возвращении всех имений духовенству[1], но здесь мы не можем найти ни одного указания о домовых частных храмах. Лишь 29 июля 1865 года архиереям было предоставлено право самим давать разрешение на устройство домовых церквей для лиц, «приобревших право на особенное уважение и не могущих посещать приходские храмы по преклонным летам и болезненному состоянию[2]. Это распоряжение неоднократно подтверждалось впоследствии. Но оно не распространялось на Москву и Санкт-Петербург, где по-прежнему требовалось разрешение Св. Синода.

И здесь проявляется уникальность столицы. Несмотря на строгие правила, за всю историю Санкт-Петербурга в городе в разное время действовало (долго или кратко) более 130 (!!) частных домовых храмов. Однако их устроителями были люди, либо являвшиеся членами Императорского дома, либо особо близкие к ним. Если в первом случае, скорее, сохранялись старые московские традиции (несмотря ни на что), то во втором часто причиной создания храмового пространства становилась настоящая необходимость, поскольку закон строго пресекал попытки устройства церкви без уважительной причины. В этом отношении мы можем говорить, что такой храм становится не только местом молитвы, местом принятия многих государственных решений, но и мемориальной зоной.

Храмов, находившихся в дворцах, в которых проживал император или императрица, было не так много. 4 были упразднены в связи с перестройкой зданий, а 5 просуществовали до 1917 года. В первую очередь следует упомянуть собор Спаса Нерукотворного Образа в Императорском Зимнем дворце. Ныне существующий храм стал наследником домовых церквей всех предыдущих дворцов. Он был освящен в 1761 году, и вторично в 1763 году. Безусловно, это был храм – сосредоточение многих, в том числе, переломных моментов в жизни Российской империи. Сюда были помещены Мальтийские святыни, принесенные императору Павлу I, для которого они были настоящим залогом будущего объединения православной и католической церквей под императорской мантией. Здесь в 1825 году были проведены часы за молитвой в ожидании известий о смертельно больном императоре Александре I, а затем – пережиты тревожные мгновения во время восстания декабристов. Здесь была отслужена Божественная Литургия в присутствии императора Николая II в день объявления войны Германии.

Внутренний вид Большой церкви (Собора) Зимнего дворца. Тыранов А. В. 1829.
Собрание Государственного Эрмитажа. ЭРЖ-2431.

Почти все выходы в собор были торжественными, сопровождались приглашением многих важных персон. Справедливости ради, следует отметить, что здесь проходили и частные события, иногда выходившие и за пределы круга семьи, – крестины, венчания, присяга и панихиды. Посторонних, как правило, в храм не допускали. При этом, чтобы создать свое семейное пространство для молитвы во дворце в 1768 году была устроена и малая Сретенская церковь. Случалось так, что богослужения совершались сразу в обоих храмах: император молился в Большом соборе, а недомогавшая императрица – в малой церкви.

Вид Малой церкви в Зимнем дворце. Гау Э П. 1862.
Собрание Государственного Эрмитажа. ОР-1827.

В Елагином дворце летом любил останавливаться император Николай I. Он, например, ввел здесь отмечать церковный праздник Кавалергардского полка, который праздновался в день святой праведной Елисаветы. Торжество сопровождалось парадом и предварялось в переустроенной в 1822 году дворцовой церкви святителя Николая Чудотворца. Примечательно, что в начале XX века здесь молилась шеф (с 1881 года) полка императрица Мария Феодоровна, выбравшая дворец для своего летнего отдыха.

Храм же Аничкова дворца пользовался популярностью в великосветской среде. После пожара Зимнего дворца некоторое время жил Николай I, здесь он молился, что неоднократно упоминается в записях. Ранее, в 1822 году в храме была крещена его дочь Ольга Николаевна. Здесь в свое время было совершено много знаковых венчаний, например, самого великого князя Николая Павловича, графа Д.Н. Шереметева, князя Ф. Ф. Юсупова-Сумарокова-Эльстона и других.

Вид церкви святого Александра Невского в Аничковом дворце. Тутукин П. В. 1850. Частное собрание.

Великокняжеских домовых храмов в Санкт-Петербурге также было не очень много – 10 (два их них были упразднены ранее 1917 года). Устраивались они по праву родственной связи с императором. Для Санкт-Петербурга иметь в великокняжеском дворце храм – это скорее правило, чем исключение. Церковь мученицы царицы Александры была устроена в честь покровительницы супруги великого князя Павла Александровича Александры Греческой ко дню их бракосочетания в 1889 году. Храм появился по предложению блата великого князя – Сергея Александровича, но уже через два года после смерти Александры Георгиевны церковь обрела мемориальный статус. Однако с этого момента службы в храме были редки, а в 1917 году церковь была перемещена в новый дворец князя в Царском Селе.

Александринская церковь во дворце великого князя Павла Александровича. 1900-е.

Подобный мемориальный статус получил и храм Михаила Архангела во дворце великого князя Николая Михайловича (Ново-Михайловском), после его смерти. А великая княгиня Ольга Александровна, сестра императора Николая II, приобрела дворец с уже существовавшей в нем церковью Храм равноапостольной Марии Магдалины был устроен прежним владельцем князем В. И. Барятинским в память о матери княгине М. Ф. Барятинской, известной благотворительницы и основательницы Общины сестер милосердия Литейной части.

В истории Санкт-Петербурга был период, когда в нем проживали представители нескольких грузинских владетельных родов. Всем им было позволено поселиться в столице после долгого и сложного периода присоединения их территорий к Российской империи. У каждого из царевичей и княжен был свой дом, в котором находились храмы. Всего церквей было 11, все они были упразднены со смертью их владельцев.

Наконец, самой многочисленной группой домовых частных храмов были церкви при дворцах и особняках представителей знатных фамилий. Известно о 98 храмах, но к 1917 году существовало только 9. Большинство из таких церквей, действительно, был устроено на время жизни просителя и по слабости здоровья. Однако были и исключения.

В этом отношении интересно письмо П. В. Мятлева, которое он писал в 1820 году петербургскому митрополиту Михаилу с просьбой разрешить устроить церковь. «Болезненное мое положение препятствует мне нередко выезжать из дому, почему я, к прискорбию, лишен уже давно слушания Божественной литургии, и лета мои не обещают мне совершенного от болезни выздоровления. Прежде приобретения занимаемого мною дома на Исаакиевской площади состоящего,… жил я в доме шурина моего графа Орлова, на Дворцовой набережной, где находится церковь и где всегда отправляемо было служение. Ныне, приведя дом мой почти к окончанию,… я назначил приличное место для устроения церкви, почему и обращаюсь к Вашему Выокопреосвященству с покорнейшей просьбой благословить меня в сем намерении…». Интересно, что П. В. Мятлев ссылается на собственный опыт проживания в доме, где был домовый храм. Скорее всего, именно это побудило его просить устроить церковь в своем доме. Митрополит сообщил о просьбе обер-прокурору князю П. С. Мещерскому, который испросил разрешение у императора Александра I. Интересно, что этот храм сохранился после смерти в 1833 году просителя. На этом настояла его вдова, известная добротой и справедливостью П. И. Мятлева.

Уникальным был Михайловский храм в доме Н. Н. Тучкова, где некогда проживал М. И. Кутузов. Сохранилось предание, что пред отъездом в действующую армию генерал-фельдмаршал дал обет в случае победы устроить храм, что и исполнила его вдова. Церковь стала настоящим памятником «победителю французов», сохраняя в своих стенах как личные образа полководца, так и поднесенные в дар в его память.

Наконец, еще две церкви. Обе в начале века принадлежали двум братьям графам Шереметевым. Первая – великого князя Александра Невского – находилась в доме начальника Придворной певческой капеллы графа Александра Дмитриевича Шереметева. Поводом для ее устройства в 1889 году стало желание владельца дома, чтобы его дети как можно «чаще приобщались Святых Таин» и получали благостное влияние Церкви. Повод необычный для получения разрешения, но принятый во внимание, и согласие Св. Синода было получено. Второй же храм – великомученицы Варвары при дворце графа С. Д. Шереметева – был перенесен сюда в 1750 году из дома князя Черкасского. Его слава церкви, в которой звучало одно из лучших хоровых пений, достигала Высочайшего двора. К примеру, супруга будущего императора Александра II, Мария Александровна несколько раз приезжала сюда, чтобы послушать знаменитый хор.

Церковь святой великомученицы Варвары во дворце Шереметевых на Фонтанке. 1900-е.

Приведенные примеры – лишь малое перечисление из общего внушительного списка домовых храмов в дворцах и особняках. Они становились духовным центром таких домов, нередко в их стенах принимались ключевые решения, влиявшие на будущее империи. При этом ряд церквей оставался ничем иным, как исключительно семейным местом молитвы.

В настоящее время сохранились единицы из всех подобных храмов города. При этом они часто воспринимаются как очередное рядовое помещение здания. Те же церкви, которые расположены в дворцах-музеях, смогли вернуть трудами сотрудников свой вид. В этой связи особенно важным остается восстановление памяти о значении этих храмов в жизни как обитателей дворца, так и в культуре и политике России.

[1] Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. №11643. Здесь, скорее всего, подразумевается отмена запрета Петра III иметь домовые храмы. Но условия их открытия не изменились.

[2] Полное собрание законов Российской империи. Собрание II. №42347.