img

Состоялась лекция «Две души — одна мечта»

26 октября 2019
Состоялась лекция «Две души — одна мечта»

В год юбилейных торжеств в честь 1150-летия преставления равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, в Мариинском театре 23 октября состоялась первая лекция цикла «Сакральная музыка русской культуры» — «Две души — одна мечта». Инициатива открытия нового сезона принадлежит Мариинскому театру, организатором стал епархиальный совет по культуре. Курс состоит из шести лекций. Автор и ведущий — председатель совета по культуре иерей Илия Макаров.

«Мы продолжим рассказ о русской духовной музыке, в этом сезоне будут сюрпризы: новым музыкальным форматом помимо вокального и хорового для нас станет инструментальная музыка. Говорить будем не только о музыке, которая исполняется на богослужениях, но и о той музыке, которую можно услышать в оперном театре и в концертном зале, потому что в произведениях русских композиторов находим духовное основание. Мы начинаем с разговора о композиторах, которые сформулировали основы русской музыки, наполненной духовными смыслами, — это Модест Мусоргский и Петр Чайковский. «Две души — одна мечта» — так называется первая лекция нового цикла», — сказал отец Илия.

Участниками стали хормейстер Академии молодых певцов Мариинского театра Павел Теплов и приглашенная солистка Большого театра Дарья Телятникова. Они исполнили попеременно сочинения, в которых проявляется духовный настрой персонажей.

Ария Шакловитого из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» представлена как молитва, в которой преображается натура героя: он просит у Бога помилования для русского народа. 

Следующим произведением композитора, о котором шла речь, стали «Песни и пляски смерти». В нем смерть названа Полководцем и представлена в несколько комическом плане — это говорит о христианском отношении к смерти самого композитора. Он старается донести до слушателя истину о том, что смерть — это не конец жизни, а новый этап, и что все, что есть у людей на земле, не понадобится им на небе. По замыслу композитора, только любовь способна открыть людям врата Вечности и побороть страх смерти.

Романс «Ночь» Петра Чайковского в исполнении Дарьи Телятниковой представлен как пример сосредоточения композитора на внутреннем мире человека. Устремленность к небу, по словам отца Илии, характерна для произведений обоих композиторов, но тональность этих стремлений разнится. Для Модеста Мусоргского устремленность становится общей для всего русского народа. Петр Чайковский, наоборот, акцентирует внимание на личном пути. Но оба композитора воспевают глубину человеческой души и стремление ее к Богу, оба композитора возвращали в светскую русскую музыку исторически присущую ей сакральность.

В завершение были представлены произведения композиторов в формате молитвы. 

Отец Илия рассказал и о других лекциях нового цикла: «Мы постараемся рассказать о праздничной культуре Православной Церкви, потому что она максимально ярко и разнообразно представлена в певческой традиции. И даже во время Великого поста мы хотим дать один концерт-лекцию, рассказав о великопостной музыке, ведь это совершенно особый, самобытный пласт русской духовной культуры».

Цикл «Сакральная музыка русской культуры» — первый в истории Мариинского театра, где музыкальное искусство сочетается с историческим экскурсом в христианство. Каждую лекцию-концерт сопровождают авторские мультимедийные шоу петербургского режиссера Алены Поликовской.

Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви.

ИА «Вода живая»,
23.10.19