CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Заголовок Заголовок

 

В домовом храме Шереметьевского дворца, что на берегу Фонтанки в Петербурге, начался цикл лекций-концертов «Сакральное пространство музыки». Слушатели смогут насладиться исполнением шедевров духовной музыки. Эти встречи соответствуют календарному циклу церковных богослужений, и таким образом завершатся темой Вечной Весны, Воскресения Христова — в мае. Слово нашим коллегам из Санкт-Петербурга.

Цикл лекций-концертов «Сакральное пространство музыки» открылся 5 февраля в домовой церкви святой Варвары Шереметевского дворца. Организаторы — епархиальный совет по культуре и Музей музыки — Шереметевский дворец. Ведущий — председатель совета по культуре кандидат богословия иерей Илия Макаров.

Первая лекция называлась «Oratorium, или концерт». В ней приняли участие лауреат международного конкурса Дарья Телятникова (меццо-сопрано), Елена Кейлина (фортепиано), Регина Штейнман (скрипка).

Отец Илия выразил благодарность сотрудникам музея за реставрацию церковного пространства. Он отметил, что история западной и русской христианской культуры шла параллельно, и, несмотря на все отличия, музыка сближает: «Никогда музыку не использовали, чтобы осудить, покорить уничтожить». Объясняя смысл названия, отец Илия объяснил, что оратория (от латинского oratorium — храм, молельня) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на религиозный сюжет, предназначенное для концертного исполнения, и это целое направление в истории музыки. Был исполнен отрывок из оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия».

Отец Илия рассказал, что авторских произведений, представляющих собою молитву Богородице, известно около сорока. В православной традиции распевов молитвы «Богородице Дево, радуйся» — примерно восемьдесят. Это говорит о том, что христиане всех конфессий чтут Деву Марию. Одна из известнейших композиций — «Ave Maria», приписываемая итальянскому композитору Джулио Каччини. На самом деле автором был советский гитарист Владимир Вавилов (1925-1973). «Но если Вавилов хотел, чтобы его произведение исполнялось под именем Каччини, почему же уважить его», — заметил отец Илия и объявил: «Джулио Каччини. Ave Maria».


Тема Богородицы напрямую связана с праздником Рождества. Было исполнено рождественское песнопение «Ночь тиха» — для Дарьи Телятниковой это была премьера. Отец Илия рассказал об истории создания этого произведения. Текст был написан в начале XIX века немецким священником Йозефом Мором, а музыку для гитары он попросил написать своего друга, органиста Франца Грубера. Возможной причиной было то, что орган в церкви, где служил священник, накануне Рождества сломался, а в праздник необходимо было что-то исполнить.

Разговор о западной церковной музыке невозможен без упоминания Иоганна Себастьяна Баха.

«Советское музыковедение как-то обходило тот факт, что Бах был выдающимся церковным композитором, — сказал отец Илия. — Но быть органистом, писать для Церкви — это было то, к чему он всегда стремился. Для Баха музыка — это то, что ставит человека перед лицом Бога. А нужна ли такая музыка нерелигиозному человеку? Очень нужна! Она побудит его задать себе вопросы, которые иначе бы у него не возникли. Духовная музыка, выйдя из храмов, продолжает говорить о самом главном».

Были исполнены инструментальный хорал Баха, исполняемый в период адвента, в предрождественские дни, посвященный притче о десяти девах (Мф. 25:1-13), а также ария Петра из оратории «Страсти по Матфею».

В завершение вновь прозвучало песнопение «Ave Maria», на этот раз — на музыку Франческо Паоло Тости. Отец Илия отметил, что это не канонический текст молитвы Богородице, а музыкальный монолог девушки, обращенный к Деве Марии, и это связывает нынешнюю лекцию-концерт со следующей, посвященной теме музыкальной исповеди.
Следующая лекция состоится 12 марта.

ИА «Вода живая»,
05.02.21

Концерт духовных произведений Грайра Ханеданьяна, посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, состоялся 4 февраля в пространстве «Arts Square Gallery» при поддержке епархиального совета по культуре.

«Этой прекрасной музыкой мы продолжаем ряд мероприятий, посвященных юбилею», — отметил в приветственном слове председатель совета по культуре иерей Илия Макаров.

Он вручил композитору митрополичью грамоту, а председателю фонда «Просвещенная держава» Светлане Штучковой, которая помогает в реализации постановок духовных опер, — грамоту совета по культуре.

Автор оперы отметил, что это жанр, где соединяется живопись, скульптура, литература и музыка: «Человечество всегда стремилось к духовному совершенствованию и самопознанию. Бог в каждого человека, каждое живое существо поместил частицу Своего Божественного. Наша обязанность — это развивать, совершенствовать, не зарывать талант в землю. В данном случае мы просто воздаем Богу то, что Он нас обязал сделать. Мы должны радоваться сами и радовать Его. В русском языке есть слова «благодарить», «спасибо». Вера для русского человека — такая же естественная вещь, как дышать воздухом, пить чистую воду».

Композитор напомнил, что несколько лет назад в концертном исполнении прозвучала опера о святом апостоле Петре, затем — о святом Александре Невском. Он поблагодарил отца Илию за советы при создании либретто оперы «Мессия — Сын Человеческий» и напомнил, что великий князь не просто совершал военные победы — отстоял православие на Руси: «Он был гением своего времени и неспроста выбрал евроазиатское направление, в котором наша страна движется до сих пор. Он первый понял истинный путь России, задолго до ее объединения соединил многие княжества и повел за собой. Наша опера заканчивается молитвой ему: отделить его полководческий талант, светскую жизнь от церковной невозможно. Это была цельная натура, которой мы должны, как иконе, следовать. Это герой, которому хотелось бы подражать, особенно молодым людям», — сказал он.

В исполнении солистов Мариинского театра прозвучали арии и сцены из духовных опер Грайра Ханеданьяна «Мессия — Сын Человеческий», «Святой апостол Петр», «Ленора» и «Александр Невский». Концерт состоялся в окружении живописных полотен, также созданных мастером.


Духовная опера «Александр Невский» народного артиста Украины, Узбекистана и Северной Осетии-Алании, педагога Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Грайра Ханеданьяна — единственное музыкальное произведение о великом государственном деятеле и православном святом. Духовная опера впервые прозвучала в стенах Александро-Невской лавры в 2019 году. Она воспевает благородство духа, преданность своему народу и веру в вечные ценности.

Домовая церковь Шереметевского дворца

Удивительная по-петербургски и по-доброму таинственная атмосфера дворцового храма, возрождающегося к жизни на наших глазах, позволяет глубоко осознать и почувствовать духовный опыт человечества, вдохновленного Творцом, и выраженного в музыке и пении. Особые вечера сакральной музыки в храме святой Варвары устремляют душу в небо и помогают противостоять искушениям времени. О вечном можно говорить просто…

Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии и Музей музыки — Шереметевский дворец приглашают:

5 февраля

«Oratorium или концерт» 

Бах, Гендель, Тости.

Ave Maria, из Пассионов, песни Рождества 

лауреат Международного конкурса Дарья Телятникова (меццо-сопрано), Елена Кейлина (клавесин), Регина Штейнман (скрипка)

12 марта

«Тайна музыкальной исповеди»

Монастырские напевы и авторские песнопения Православной традиции 

Хор подворья Александро-Свирского монастыря под управлением Рафаила Османова

9 апреля

«Поэтика духовной реальности»

Духовная музыка без слов

композитор и исполнитель Пётр Корягин (рояль)

14 мая

«Весна вечная»

Песнопения петербургских авторов 21 века

Молодежный ансамбль «СоГласие» под руководством Павла Теплова

Ведущий — иерей Илья Макаров, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия

Начало в 19:00

Набережная Фонтанки — 34

При поддержке Благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.»

Билеты можно приобрести на сайте Музея музыки и в кассе Шереметевского дворца

24 декабря в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга состоялся
праздничный вечер к 100-летию Хора донских казаков Сергея Жарова. В концерте
приняли участие: Мужской хор Певческой капеллы под управлением Владислава
Чернушенко и Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением
Юрия Герасимова.

Вечер открылся в арт-пространстве Капеллы презентацией выставки, экспозицию которой
составили предметы из личного архива выдающегося русского хормейстера Сергея
Жарова. Подлинные документы и концертные афиши 20—60 годов ХХ века, личные
письма, концертные костюмы солистов легендарного хорового коллектива. Большую роль
в сохранении традиций Сергея Жарова сыграл протоиерей Андрей Дьяконов – настоятель
Благовещенской церкви на Васильевском острове, который является собирателем и
хранителем наследия хормейстера Сергея Жарова и Хора донских казаков.
Перед началом концерта на сцене также состоялась презентация книги Дмитрия
Кузнецова и Андрея Дьяконова «Сергей Жаров» из серии «Жизнь замечательных людей».

Донской казачий хор, которым руководил хормейстер, стал уникальным явлением
русской культуры. Его популярность за границей была огромной, но при этом имя
Жарова, как и название самого коллектива, до недавнего времени не были знакомы
русской публике. Книга «Сергей Жаров» восполняет этот пробел — рассказывает историю
создателя, регента и руководителя самого знаменитого русского хора.


Мужской хор Певческой капеллы представил слушателям музыкальные шедевры из
наследия русской духовной музыки и русские народные песни. Основой концертной
программы стали песни из репертуара Хора донских казаков Сергея Жарова.
Хор Духовенства выступил с лучшими духовными сочинениями, которые и сегодня
поются в храмах на богослужениях: Аллилуйя, глас 8-й и тропари «Глубиною
мудрости…», канон, глас 6-й, ирмосы третьей и шестой песни: «Несть свят якоже Ты…» и
«Житейское море…», кондак «Со святыми упокой» и икос «Сам един еси безсмертный»,
канон, глас 6-й, ирмос девятой песни «Бога человеком невозможно видети…, «Отче наш»
и тропари «Со духи праведных…», светилен Успения «Апостоли от конец…» и другие.
Также коллектив исполнил произведение «Поминовение усопших воинов» в обработке К.
Шведова и С. Жарова.

Информационная справка:
Хор донских казаков — один из лучших хоровых коллективов XX века. Со дня основания
в 1921 году хором почти 60 лет руководил его основатель, выдающийся русский дирижер
Сергей Алексеевич Жаров (1896-1985). Коллектив был создан из лучших певцов полковых

хоров Белой армии, оказавшихся после Гражданской войны за границей. Мировая слава
Сергея Жарова и его казачьего хора началась с триумфального концерта в Вене 4 июля
1923 года. Коллективу доводилось давать по 250 и более концертов в год. Гастроли
продолжались до 1979 года во многих странах мира, неизменно при полных залах. Хор
Сергея Жарова исполнял русскую духовную музыку, фрагменты из опер, романсы,
русские народные и казачьи песни, военные песни царской армии. К сожалению, Сергей
Жаров и его артисты так и не смогли выступить на родине.

27 ноября состоялась премьерная онлайн-трансляция оратории петербургского композитора Ильи Кузнецова «Чудесное спасение», посвященная 75-летию года Великой Победы. Мероприятие прошло при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование», по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Организатором выступил Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии. Автор либретто —  Ольга Погодина-Кузьмина, режиссёры — иерей Илья Макаров, Алена Поликовская, ведущая вечера — заслуженная артистка России Анастасия Мельникова. В концерте приняли участие: Оркестр Санкт-Петербургской митрополии
под управлением Ильи Кузнецова, Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, Женский камерный хор Quellen (дирижер – Елена Жукова), Детский хор Санкт-Петербургской митрополии (дирижер – Валентина Королев), театр «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой.

«Чудесное спасение» — это драма: историческая, но вечная. Это новое авторское прочтение богослужебного чина древнерусской церкви, основанного на первых трех главах Книги пророка Даниила о чудесном спасении из раскаленной печи трех отроков, вверженных туда по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу. Действо дополнено осмыслением сложных исторических событий XX века — великих открытий и великих катастроф, главной из которых стала Великая Отечественная война. Параллельная история, развивающаяся на протяжении всего действия, связана с освобождением детей из фашистского концлагеря Клоога в Эстонии советской армией в 1944 г.  За год существования концлагеря на северо-западе Эстонии в нем содержались от 1800 до 2100 заключенных, включая грудных детей. Когда войска Красной армии 19 сентября 1944 года прорвались почти к самому лагерю, немецкое командование отдало охранникам приказ расстрелять всех узников. В живых осталось примерно 80 человек.

«В нашем сумасшествии трангуманизма и сверхтехнологий, когда кажется возможно захотеться всему — так страшно увидеть этого перемалывающего жизнь трансгуманнного киборга — а на самом деле обычного идола. Только чудо возвращения к дару жизни может нас привести в разум и чувства не поклониться безжизненному идолу и не передарить свой самый главный подарок от Бога. Если мы осилим этот путь, то наш дар жизни будет не напрасен», — отметил в начале действа режиссер вечера, священник Илья Макаров.
Создатель оратории композитор Илья Кузнецов, рассказывая об идее произведения, отметил: «У меня была мечта воплотить на сцене древний русский жанр «Пещное действо». Это целая культура во времена правления царя Алексея Михайловича. В дни, предшествовавшие празднику Рождества Христова совершался особый чин с некими театральными фрагментами. В рамках обычной утренней службы разыгрывали это Пещное действо — опускали паникадило, которое символизировало пещь, были три отрока. И можно даже послушать замечательную расшифровку ансамбля «Сирин», на которую мы опирались при создании оратории. У нас была задача сделать это историю понятной не только людям церковным, но и всем, кто случайно увидит концерт. И мы нашли событие, которое нас всех сближает и понятно всем без исключения — это Великая Отечественная война. Так у нас появились ассоциации, и получился интересный синтез трех времён».
Запись концерта открыта для свободного просмотра в группе Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии в социальной сети ВКонтакте: vk.com/eororu.

Команда создателей анимационного сериала для детей «Как Алена и Данила добру учились» — Алена Поликовская, Джангир Сулейманов, Каролина Поликовская представили проект, который реализован благотворительным фондом «Отечество. Культура Образование.» при поддержке Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, на кинофестивале «Лучезарный Ангел».

XVII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» торжественно открылся в Москве 1 ноября в кинотеатре «Поклонка», который находится Главном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Церемонию открытия вели певец Марк Тишман и Заслуженная артистка России певица Зара.

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла зачитал сопредседатель Оргкомитета кинофестиваля, начальник Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата протоиерей Дмитрий Рощин. В своём приветственном слове Святейший Патриарх, приводя цитату из послания апостола Петра «служите друг другу каждый тем даром, какой получил», напомнил создателям кино об их ответственности перед зрителем и необходимости употреблять свои дарования во благо, а в заключение пожелал организаторам, участникам и гостям крепкого здоровья, помощи Божией и новых творческих свершений.

Генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Дмитрий Соловьёв зачитал приветствие «Лучезарному Ангелу» Председателя Оргкомитета кинофестиваля, президента Фонда социально-культурных инициатив, председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Светланы Медведевой. В нём Светлана Владимировна, среди прочего, подчеркнула высокое нравственное значение кинофорума и поблагодарила всех, кто причастен к организации «Лучезарного Ангела».

В третий день фестиваля, в зале «Василевский» был представлен большой блок анимации: её показы начались внеконкурсной программой современных мультфильмов, первыми среди них был сериал «Как Алена и Данила добру учились». Маленькие зрители и их родители познакомились с историей русских святых — Ксений Блаженной (серия «Важный ремонт»), Праведного воина Федора Ушакова («Добрая сила»), иконописца Андрея Рублева («Тихий художник»). Для тех, кто не мог посетить церемонию открытия, была организована её трансляция на сайте Фонда социально-культурных инициатив. Режиссер сериала Алена Поликовская выступила перед зрителями, рассказав, как и для чего создавался этот проект.

Вся программа фестиваля отвечает девизу фестиваля – «Доброе кино».

Сериал создан в рамках проекта «Духовные уроки России, рассказанные ее героями для детей», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Автор идеи — председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров, сценарист и режиссер цикла мультфильмов — Алена Поликовская, художник-аниматор — Джангир Сулейманов.

В Академической капелле 15 октября состоялся концерт, посвященный святым апостолам Петру и Павлу, организованный епархиальным советом по культуре, благотворительным фондом «Отчество. Культура. Образование.» и городским комитетом по культуре. Выступили хор духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова, ансамбль «Кронверк-брасс» под руководством Ильи Кузнецова, органистка Светлана Тарасевич и солисты Мариинского театра.
В исполнении хора духовенства прозвучали тропарь святым апостолам Петру и Павлу, песня на слова святителя Николая Сербского в обработке Ильи Кузнецова «Вера вечна», произведения русской духовной музыки: «С нами Бог» Павла Чеснокова, «Днесь благодать Святаго Духа» Ильи Кузнецова, «Многолетие» Сергея Прокофьева.

«Апостолы Петр и Павел встретились, будучи разными и противоречивыми, но нашли нечто общее в себе, что позволило им общаться друг с другом, открыть души нараспашку, потому что их души преобразил Тот, которого они стали проповедовать, — рассказал председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров. — Через проповедь они стали основателями европейской христианской, а затем и всемирной цивилизации. Апостол Павел был фарисеем, гонителем христиан, он преобразился в мгновение и всю оставшуюся жизнь посвятил тому, чтобы искупить эти гонения, принести больше душ для Царства Небесного, чем загубил. Он не жалел себя и был усекнут мечом. Апостол Петр был ревностным пламенным христианином. Община верующих Иерусалима считала его своим предводителем. И он отрекся, но и раскаялся и был принят обратно. Предводитель был значим для общины, в нем люди видели возможность своего спасения, избавления от гонителей. Петра даже хотели укрыть и спасти, но Христос развернул его и направил туда, где он будет распят на кресте вслед за Божественным Учителем. Императору Нерону ничего не стоило подсветить улицу факелами из горящих заживо людей, он мог сжечь пол-Рима. При нем в середине I века начались гонения, апостолы страдали в то время».

По словам отца Илии, апостолы не призывали к бунту, хотя были революционерами духа. Они понимали, что бунтом можно изменить лишь внешнюю сторону жизни, и то ненадолго. Они призывали к тому, что может изменить самого человека, понимая, что человечество изменить возможно. Они призывали к любви — так просто и, казалось бы, банально, но так до сих пор и не разгадано человечеством. И когда мы спорим, когда мы недовольны, боимся — думаем ли мы о любви Христовой?

Трансляция концерта шла в нескольких соцсетях.

На сцене находилась картина «Апостолы Петр и Павел» петербургского художника Максима Бови, специально написанная к дню ангела Города на Неве

Инициатива проведения музыкальных вечеров, посвященных прославлению святых, принадлежит митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию. Первый концерт состоялся в 2017 году, в юбилей празднования прославления святых апостолов Петра и Павла. В этом году в программе была музыка многих жанров. Это помогло полнее передать историю уникальных личностей, увидеть в них реальных людей, возлюбивших Христа. Апостолы были великими миссионерами и, по мысли организаторов, такие концерты несут миссионерский посыл.

9 сентября в Государственном музее истории религии открылась уникальная выставка, приуроченная 75-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне «Церковь на защите Отечества».

Эта выставка стала результатом творческого проекта, осуществляемого при поддержке Санкт-Петербургской Духовной Академии, Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии и заслуженного художника России, почетного члена Российской Академии художеств Юрия Константиновича Люкшина.

Проект посвящен вкладу Русской Православной Церкви в победу над фашизмом и роли православных священников в поддержании фронта, советских воинов, партизанского движения и мирных жителей.

На выставке представлены архивные фотографии, иконы, книги, документы, медали, картины и скульптуры, рассказывающие о религиозной жизни соотечественников на оккупированных территориях и блокадном Ленинграде, патриотической деятельности  митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) и архиепископа Луки (Войно-Ясинецкого),  танковой колонне имени Димитрия Донского и эскадрилье имени Александра Невского.

Важной особенностью выставки, по мнению организаторов художника Юрия Константиновича и искусствоведа Марии Анатольевны Люкшиной, стала симфония поколений – тех, кто защищал Родины в 1941 – 1945 годах, и современных детей, которые, знакомясь с фактами и документами, выполняли творческие работы, повествующие о Великой Отечественной войне и защитниках Родины.

Центральным экспонатом выставки стала уникальная рукописная книга «Церковь призывает на защиту Отечества». Она включает в себя каллиграфические тексты патриотических посланий и проповедей иерархов Русской Православной Церкви периода войны, написанные школьниками под руководством художника-каллиграфом Н.А. Лотаревой и иллюстрации по мотивам архивных фотографий, так же выполненные воспитанниками детских художественных школ и студий города под руководством Ю.К. Люкшина.

В день открытия выставки председатель Совета по культуре иерей Илья Макаров вручил Ю.К. и М.А. Люкшиным благодарности, а вечером выставку посетили студенты специализации «Преподаватель ОПК и воскресных школ» под руководством В.О. Гусаковой.

Председатель Комитета по культуре награжден грамотой Митрополита

25 сентября 2020 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился в Епархиальном управлении с председателем Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константином Эдуардовичем Сухенко. В ходе беседы обсуждались вопросы организации и проведения различных проектов в области культуры, посвященных юбилейному году святого князя Александра Невского. Владыка обратил внимание на необходимость особых усилий по подготовке торжеств в полном мере и объеме.

За всестороннюю поддержку уже состоявшихся ежегодных проектов Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Владыка наградил Константина Эдуардовича архиерейской грамотой. Во встрече так же принял участие председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров, который отметил особенности проведения ранее запланированных музыкальных представлений и художественных выставок духовной тематики в условиях пандемических ограничений.
Было высказано намерение и впредь оказывать взаимное содействие проведению значимых проектов в области духовной культуры и искусства, оказывающих благоприятное воздействие на нравственную атмосферу в Северной столице.