CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Заголовок Заголовок

13 июля 2022 г. команда проекта «Петр 1 на галерах империи» провела жаркий  съёмочный день в г. Шлиссельбурге.
 Съёмочная группа под руководством режиссёра проекта Татьяны Соловьевой, сценарист Дарья Патрина, фотограф Виктор Бабич, ведущие проекта историк Дмитрий Бохонский и иерей Илья Макаров с раннего утра открывали  для себя (и вскоре для наших зрителей) удивительные красоты крепости «Орешек» и поразмышляли над одной из главных тем, связанной с жизнью Великого государя Петра Первого- основание града на Неве, являющегося «ключом» к выходу в Балтийское море.
Команда благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.» и совет по культуре Санкт- Петербургской епархии выражает свою особую благодарность за содействие в организации съёмок сотрудникам Государственного музея истории Санкт-Петербурга и лично директору Кириллову Владимиру Владимировичу,  а также коллективу судоходной компании «Алые Паруса», за переправу на Крепость «Орешек» и  Nuts Cafe, г. Шлиссельбург.
Фотографии: Виктор Бабич.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
11 июля 2022 г. команда проекта «Петр 1 на галерах империи: вектор креативной культуры», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела съемочный день в Здании 12 коллегий Санкт-Петербургского государственного университета, Меншиковском дворце и Зимнем дворце Петра Первого.
 Съёмочная группа под руководством режиссёра проекта Татьяны Соловьевой снимала материал сразу для двух серий из цикла короткометражных фильмов о Петре Великом. В процессе съёмки ведущие проекта историк Дмитрий Бохонский и иерей Илья Макаров размышляли об теме основания Санкт-Петербурга и внутренней политике Петра Первого.
В работе над проектом также приняли участие сценарист Дарья Патрина, помощник режиссёра Владислава Бросалова.
Команда благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.» выражает свою особую благодарность за содействие в организации съёмок сотрудникам Санкт-Петербургского государственного университета и особенно ректору Кропачеву Николаю Михайловичу;сотрудникам пресс-службы Государственного Эрмитажа и особенно Елене Кузьминых и лично директору Государственного Эрмитажа Пиатровскому Михаилу Борисовичу и заместителю директора по научной работе Государственного Эрмитажа Вилинбахову Георгию Вадимовичу
Фотографии: Елисей Шагин.

9,10 июля 2022 г Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии по благословению владыки Варсонофия посетил с концертно-паломнической поездкой республику Беларусь. Божественной
Литургией и поклонением святыням Жировичской обители началось пребывание отцов-певчих на белорусской земле. В мужском ставропигиальном
Успенском Жировичском монастыре благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими. После литургии было совершено славление перед чудотворным образом, а потом отслужена заупокойная лития на могиле митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Вечером 10 июля в старинном городе Несвиже состоялся концерт в рамках Международного Фестиваля христианского искусства «НЕСВИЖ ХРИСТОВ ПРИГЛАШАЕТ», который был организован по благословению митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и был приурочен 1030-летию Православия на белорусских землях. Организаторами фестиваля стали православное Преображенское братство Несвижского благочиния Слуцкой епархии, Совет по культуре Минской епархии, при содействии Несвижского районного исполнительного комитета и национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж». В концерте приняли участие Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова и Митрополичий хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска под управлением Виталия Соболевского.
Среди слушателей хорового выступления были митрополит Минский и Заславский Вениамин, епископ Слуцкий и Солигорский Евсевий, духовник фестиваля протоиерей Олег Абрамович, директор историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Дмитрий Ященко.
Центральный двор дворцового ансамбля был заполнен публикой, которая очень тепло принимала выступление хоровых коллективов. В финале концерта петербургский и минский хоры вместе исполнили Многолетие С. Прокофьева.

Итоги круглого стола на форуме духовных композиторов 13 июня 2022 г.
Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор
Работа круглого стола велась по 4-ем секциям, далее представлены рассмотренные
темы и озвученные доклады, а также основные тезисы, которые были
сформулированы их участниками.
1. Тренды современной духовной музыки
Рассмотренные темы:
● Куда движется развитие церковного музыкального творчества?
● Однообразное звучание многих современных произведений: хорошо, потому что
традиция, или плохо, потому что не интересно?
● Традиции и новаторство в духовной музыке. Древние распевы или современное
движение?
● Ожидания регентов от современной духовной музыки.
● Особенности разных школ и традиций церковного пения.
Выступления:
Елена Валерьевна Юнек, заведующая кафедрой хорового дирижирования Самарского
государственного института культуры, доцент, руководитель камерного хора
Solaris, композитор “Взаимосвязь певческого уровня и уровня образования регентов с
современной музыкой, подбором современного материала”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
1. Развитие церковного музыкального творчества движется в направлении
синтеза различных форм и стилей в музыкальном искусстве.
2. С момента проникновения мирских музыкальных форм в церковной музыке
развивается синтез традиций и инноваций.
3. Особенности разных школ и традиций церковного пения в основном
нивелируются. Это не касается основных учебных заведений и монастырей, в
которых сохраняются свои традиции, школы, подходы к церковному пению.

2. Технологии: польза, вред и отношение к технологическим нововведениям
Рассмотренные темы:
● Как относиться к использованию смартфонов и планшетов в качестве носителя
нот?
● Насколько приемлема подзвучка хора?
● Есть ли нормальный нотный ресурс в интернете, где в нормальном удобном
формате выкладываются произведения?

● Практика народного пения: как сочетать с хором, как научить народ? Можно ли
подпевать?
Выступления:
1). Протоиерей Константин Головатский, композитор, председатель отдела по
делам молодежи Санкт-Петербургской епархии «Практика народного пения на
службе».
2). Александра Павловна Куриленко, регент хора церкви святого священномученика
Климента Римского, г. Великий Новгород, композитор, вокалист, педагог
“Менеджмент и церковный хор. Организационные условия для эффективного
развития хора, включая оборудование и меры для развития и улучшения качества
звучания хора”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
4. Люди приходят в храм для того чтобы молиться, а не слушать хор. Но хор
может быть поддержкой для молящихся.
5. Хор — важнейшая составляющая богослужения, хороший хор привлекает людей
в храм, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в каждом храме
создавался и поддерживался достойный хор!
6. Духовная музыка, клиросное пение — это не фоновая музыка, это часть
Богослужения, молитва.
7. Хор должен в хорошем смысле удивлять прихожан: обновлением репертуара,
включением в пение как традиционной, так и современной духовной музыки.
Это является важным фактором формирования полноценной литургической
жизни прихода!
8. Хоровое пение должно звучать естественно, техническое оснащение
(подзвучка) нарушают эту естественность, поэтому лучше его не использовать.
Это актуально в первую очередь для небольших храмов, в больших же храмах
его применение в ряде случаев оправдано, но при условии, что монтажом и
настройкой аудиосистемы занимаются грамотные профессионалы
(звукорежиссёры и акустики) с опытом работы в этой области. При этом нужно
использовать как можно более качественную аппаратуру.
9. При создании нотных ресурсов в интернете обязательно необходимо помнить
об авторском праве и получать разрешение композиторов на публикацию их
произведений.
10. Интернет-ресурсы, на которых выкладывается церковная музыка, не должны
ставить целью заработок, поскольку это ведет к ограничениям для широкой
трансляции и популяризации духовной музыки.
11. Практика народного пения (подробнее про народное пение см. на
https://www.pravmir.ru/author/user_1849/) совместима с практикой клиросного
пения. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Например, возможно
распределение частей богослужения, когда какие-то песнопения исполняются
клиросным хором, а какие-то прихожанами.
12. Помимо музыкальных компетенций регентам полезно владеть и отдельными
управленческими, потому что для регента важны навыки работы с коллективом.

3. Битва за репертуар и отношения хора, настоятеля и регента
Рассмотренные темы:
● Организация богослужебного репертуара. "Часто какая-то эклектика, не знаешь,
что ждать", — прокомментировал священник.

● Каким рекомендациям стоит следовать, по какой системе подбирать произведения?
Как регент подбирает произведения для богослужения, по каким критериям?
● Настоятель и регент: цензура и гнет или принятие и поддержка?
Взаимоотношения хора и духовенства.
● Экономические проблемы церковного пения.
Выступления:
Игорь Александрович Ручкин, композитор, хоровой дирижер, регент Измайловского
собора с 2009 по 2020 г. “Взаимоотношения в треугольнике “настоятель-регент-
композитор”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
13. Церковные композиторы отмечают, что нередко в силу целого ряда причин их
произведения с трудом пробивают себе путь.
14. В то же время регенты констатируют, что ощущают дефицит простых
произведений на 2-3 голоса. Такие произведения сейчас особенно актуальны,
потому что большинство хоров — малочисленные (2-3 певчих, включая регента).
15. Хорам обязательно стоит регулярно пробовать новые произведения. Практика
показывает, что в коллективах, которые этого не делают, происходит
постепенное падение певческого уровня участников.
16. Нередко профессиональный уровень певчих выше профессионального уровня
регентов. Регентам необходимо заботиться о повышении уровня своих
профессиональных компетенций.
17. Нередко регентам непросто дается диалог с настоятелем по вопросу
репертуара. Рекомендуется регулярно находиться в диалоге и слышать друг
друга.
18. В качестве препятствий в вопросах формирования репертуара регенты
отмечают экономические сложности (настоятель не готов оплачивать много
хористов, что автоматически сокращает возможный репертуар), а также
нередко недостаточный уровень музыкальной образованности и культуры
клириков. Последний вопрос следует решать на уровне образовательной
подготовки будущих и действующих клириков.
19. Настоятели предпочитают тот репертуар, который знают и к которому
привыкли.
20. В отдельных храмах существуют естественные ограничения репертуара,
которые определяются особенностями акустики храмового помещения.
21. Одно из решений проблемы недофинансирования хора — ставить в храме
отдельную кружку (сбора средств) на хор. Немногочисленная подобная
практика показывает, что прихожане жертвуют, потому что для многих это
существенно.
22. Регент должен иметь право на ошибку, на эксперимент.
23. Репертуар должен быть молитвенным, не пафосным. Но определить критерий
молитвенности крайне сложно, в этом вопросе неизбежна субъективность.
Практически все к молитвенности стремятся, но нередко понимают её
совершенно по-разному.
24. Регенты испытывают необходимость взаимного общения, поэтому
целесообразно не реже раза в год на уровне епархии организовывать общее
мероприятие для них.

25. Была предложена и поддержана всеми участниками идея формирования хора
регентов епархии, который даст, в т.ч. возможность общаться, учиться,
обмениваться опытом и пополнять свою репертуарную копилку.

4. “Сочинение под увеличительным стеклом”. Как пишут и зачем? Какие
ошибки делают, и как их избежать?
Рассмотренные темы:
● На чем основаны личные предпочтения композиторов в сочинении духовной музыки.
Изменяются ли они со временем?
● Церковная музыка и молитва.
● Критический разбор ошибок в произведениях, не прошедших конкурсный отбор.
Выступления:
1). Композиторы Семён Владимирович Сегаль и Михаил Олегович Малевич “Разбор
произведения”.
2). Композитор Семён Владимирович Сегаль “Церковная музыка и молитва”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
26. Основные ошибки при написании музыки на богослужебный текст:
интонационные и гармонические «новшества», не сообразующиеся с текстом,
преобладание произвольного индивидуального стиля над принятыми
церковными традициями, неуместное привнесение элементов различных
стилей светской музыки, создающих у слушающих не молитвенное настроение,
а страстное, эмоциональное состояние души. Эмоциональность в музыке
приводит к ложному ощущению катарсиса. Также встречаются ошибки в
голосоведении, плохое владение хоровой фактурой, параллелизмы, отсутствие
баланса между деталями и целым.

2 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоялся концерт «Петр и Павел: судьбоносная встреча», посвященный святым покровителям города.

Организаторы мероприятия — Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии, Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Ведущим вечера стал председатель Совета по культуре иерей Илия Макаров.

В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов Алексей Швыдкин (фортепиано), Эльдар Абдураманов (орган),  Игорь Денисов (валторна), струнный квартет «Fumo Rosso», а также молодежный хор «СоГласие» под управлением хормейстера Мариинского театра Павла Теплова. В исполнении музыкантов прозвучали произведения С. Рахманинова, И. Макарова, Л. Боэльмана, К. Дженкинса, Я. Петряника, Х. Циммера и др.

Инициатива проведения музыкальных вечеров, посвященных апостолам Петру и Павлу, принадлежит митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию. Первый концерт состоялся в 2017 году, в юбилей празднования прославления святых апостолов.

Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

29 июня 2022 режиссёр проекта  «Петр 1 на галерах империи: вектор креативной культуры» (который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) Татьяна Соловьева и помощник режиссёра Владислава Бросалова совершили рабочий визит в Москву для съёмки интервью с Нарочницкой Наталией Алексеевной, российским государственным, общественным и политическим деятелем, учёным-историком, политологом, публицистом, православным идеологом, доктором исторических наук.
Члены команды осуществили запись интервью на студии, в котором Наталия Алексеевна чутко и подробно рассказала о внутренней мотивации Петра Великого к изменениям в сфере науки, образования, внутренней политики. Кадры с интервью станут частью серий из цикла короткометражных фильмов о Петре Великом, премьера которого состоится в начале 2023 г.

 

27 июня 2022 г. команда проекта «Петр 1 на галерах империи: вектор креативной культуры», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела съемочный день в Здании 12 коллегий Санкт-Петербургского государственного университета и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Серия, над которой работала съемочная группа, посвящена науке и просвещению. Что из себя представлял первый научный образовательный кластер? В чем заключалось развитие страны через развитие науки? В чем выражался личный интерес Петра Великого к наукам?
На эти вопросы благодаря экспертам цикла короткометражных фильмов о Петре Великом отвечали в живом диалоге ведущие цикла руководитель проекта иерей Илья Макаров и историк Дмитрий Бохонский.

Команда благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.» выражает свою особую благодарность за содействие в организации съёмок сотрудникам Санкт-Петербургского государственного университета и особенно ректору Кропачеву Николаю Михайловичу, сотрудникам Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и лично Головневу Андрею Владимировичу.

 

22 июня 2022 г. съемочная  группа под руководством режиссёра Татьяны Соловьевой провела съемочный день в Исаакиевском Соборе, Благовещенской усыпальнице и Александро-Невской Лавре для создания цикла короткометражных фильмов о Петре Великом в рамках проекта проекта «Петр 1 на галерах империи: вектор креативной культуры», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Команда проекта в составе сценариста Дарьи Патриной, помощника режиссёра Владиславы Бросалова, ведущих иерея Ильи Макарова и историка Дмитрия Бохонского, операторов и видеоинженеров подготовила видеоматериалы для серии о религиозных чувствах Петра 1.

«Петру 1 не были близки идеи протестантизма, эти мысли вымышленные, навязанные историками в силу того, что они неправильно понимали увлечения Петра всем новым. И в силу того, что Пётр 1 присоединял много новых земель, которые мы утратили в силу исторических событий  и на тех землях жили протестанты, то связывают, что Пётр 1 сочувствовал протестантам или поддерживал. Потому что сама внутренняя жизнь Петра , которую рисуют нам историки говорит о том, что он жил идеями православия.»- именно об этом  говорит эксперт проекта, кандидат искусствоведения Виктория Олеговна Гусакова.

Проект о Петре Великом и призван по-новому рассмотреть именно духовный выбор государя при созидании новой культуры России.

Команда благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.» и совет по культуре Санкт-Петербургской епархии выражает  благодарность сотрудникам Исаакиевского Собора и особенно директору Мудрову Юрию Валентиновичу, сотрудникам Государственного музея городской скульптуры и особенно директору Тимофееву Владимиру Николаевичу, сотрудникам пресс-службы Александро-Невской Лавры и особенно наместнику лавры Владыке Назарию, епископу Кронштадтскому.

 

Фото: Шагин Елисей

Торжественный акт под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, посвященный 280-летию образования Санкт-Петербургской епархии, прошел 1 июля в Синем зале епархиального управления. В президиуме находились епископы — члены архиерейского совета. В зале присутствовали благочинные всех епархий митрополии, наместники и настоятельницы монастырей, духовенство, монашествующие и миряне. Ведущим стал председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

В своем приветствии правящий архиерей рассказал, что в 1992 году широко праздновалось 250-летие образования епархии — тогда митрополит Иоанн (Снычев) совершил Божественную литургию в соборе Владимирской иконы Божией Матери, а торжественное собрание прошло в актовом зале СПбДА. На нем присутствовал и Святейший Патриарх Кирилл — тогда митрополит Смоленский и Калининградский. Митрополит Варсонофий отметил выдающиеся заслуги основателя нашего города императора Петра I, 350-летие которого мы промыслительно также отмечаем в этом году. Владыка Варсонофий напомнил, что торжества продолжатся в день памяти всех святых, в земле Санкт-Петербургский просиявших, 3 июля, Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе.

Приветствие губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова зачитал вице-губернатор Борис Пиотровский. Поступило поздравление и от губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.

Митрополит Варсонофий выступил с докладом «Санкт-Петербургская епархия — история и современность». Правящий архиерей задался вопросом, почему император Петр I, основав наш город, не создал соответствующую епархиальную структуру. Самое вероятное предположение — царь опасался, что авторитет столичного архиерея в глазах народа будет слишком высок; недаром он упразднил и патриаршество, сделав Церковь, по сути, одним из государственных ведомств. Первоначально территория северной столицы относилась к Новгородской епархии, а после образования в 1721 году Святейшего Синода недолгое время существовало образование под названием Синодальная область. Для совершения праздничных богослужений и рукоположения клириков в Санкт-Петербург вызывались архиереи других епархий. В эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году учреждается Санкт-Петербургская епархия; в том же году была восстановлена Московская епархия.

Говоря о синодальном периоде в жизни Русской Церкви, владыка отметил как негативный фактор вмешательство в церковные дела государственной власти, но вместе с тем в те годы наблюдалось развитие духовного образования, миссионерства, социального служения. Современная Санкт-Петербургская митрополия выходит на дореволюционные цифры по количеству храмов и монастырей, но сейчас их требуется гораздо больше, поскольку население существенно увеличилось.

Коснулся владыка и драматических страниц в жизни нашей епархии и всей Церкви в эпоху богоборческих гонений. Он рассказал, что на прошедшем перед торжественным актом архиерейском совете было решено совершать богослужение памяти всех петербургских новомучеников 13 ноября, в годовщину кончины первого петербургского новомученика — протоиерея Иоанна Кочурова. Митрополит Варсонофий упомянул о гибели священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, об обновленческом расколе, всячески поддерживаемом властями, но не народом, о подвиге священнослужителей, и в первую очередь митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха Алексия I, в годы блокады.

Говоря о послевоенном времени, невозможно не осветить деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который много сделал для изменения церковно-государственных отношений. 1988 год был ознаменован концом гонений, прославлением в лике святых подвижников нашего города — блаженной Ксении Петербургской и праведного Иоанна Кронштадтского.

Правящий архиерей рассказал о современной жизни епархии, работе епархиальных отделов, привел актуальные цифры.

«История епархии — это процессы умаления и воскресения, — сказал владыка. — Это история всей Церкви, которая всегда была, есть и будет. Она несла свет истины даже в стесненных условиях, приспосабливаясь ради славы Божией и дела, к которому призвана Господом Иисусом Христом, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Санкт-Петербургская земля дала миру сонм угодников Божиих, показавших пример того, что святым можно быть независимо от внешних условий и званий. Лишь малая часть указана в списке Собора всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших. Среди них митрополиты и священники, дворяне и простолюдины, богатые и бедные, монахи и миряне. Вся Россия знает имена благоверного великого князя Александра Невского, блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Серафима Вырицкого и других петербургских святых».

«В этот праздничный день хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудится на благо епархии. Наша особая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, почетному жителю северной столицы, за его внимательное отношение к церковной жизни города. Заслуживает глубокой признательности его неоценимая помощь в реставрации комплекса Александро-Невской лавры и исторического здания духовной академии. Моя благодарность всем вам, дорогие владыки, всему духовенству митрополии за труды, которые вы неустанно и усердно несете во всякое время, не жалея сил и времени ради того, чтобы быть пастырями добрыми для людей. Вы понимаете, что исполнение пастырского долга не должно зависеть от благоприятного или неблагоприятного времени. Священнослужители митрополии всегда отличались сердечностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Многие строили и строят храмы и монастыри, не имея серьезных доходов для этого и опыта, но Господь всегда помогает во благовремение, видя усердие и горячие молитвы, дает все потребное. Многое зависит от духовенства, от желания и стремления каждого из нас повлиять на негативные процессы в обществе, от активности и творческого подхода, способности меняться в лучшую сторону и всегда служить людям», — отметил митрополит Варсонофий.

Владыка поблагодарил городские и областные власти за помощь и сотрудничество. От губернатора Александра Беглова епархии был передан подарок — картина с изображением не сохранившегося до наших дней Троицкого храма, основанного в петровские времена.

Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий в своем докладе «Исторические предпосылки учреждения Санкт-Петербургской епархии в контексте истории Александро-Невской лавры» отметил, что обитель была основана на 42 года раньше, чем епархия. Он поделился соображением, что синодальный период, по сути, начался в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, хотя сам Синод был основан 21 год спустя. Мысль об основании монастыря принадлежит Петру I, и планы по организации обители возникли практически одновременно с основанием города. В 1710 году на территории будущего монастыря была поставлена часовня, в 1712-м началось строительство храма, через год освящена первая церковь — Благовещенская. Рассказал владыка Назарий и о драматических перипетиях в судьбе первого игумена Александро-Невской лавры — архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Яновского; 1673-1726), закончившего жизнь в опале со снятием сана.

В докладе ректора СПбДА епископа Петергофского Силуана «Исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в контексте истории Санкт-Петербургской епархии» было отмечено, что судьба Санкт-Петербургских духовных школ всегда была связана сначала с бытованием епархий: сначала Новгородской, а потом и Санкт-Петербургской. Он рассказал обо всех учебных заведениях — предшественниках нынешней академии, упомянул и о том, что, когда в 1797 году Александро-Невская главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию, тогдашний ее ректор архимандрит Антоний (Знаменский; 1765-1824), впоследствии архиепископ, написал оду в честь этого события. Владыка Силуан процитировал несколько строф. Рассказал он и о закрытии академии в советское время, упомянув о том, что в годы Великой Отечественной войны в помещении академии размещался госпиталь. Благодаря ходатайству архиепископа Григория (Чукова), впоследствии митрополита Ленинградского, в 1945 году духовные школы в северной столице были возрождены. Во вновь открытой академии долгое время располагались и покои митрополитов Ленинградских. Рассказал владыка Силуан и о том, как митрополит Никодим (Ротов) предотвратил закрытие академии в годы хрущевских гонений, и о Предстоятелях Русской Православной Церкви — выпускниках академии, и о том, как в академическом храме оказался чудотворный образ Божией Матери «Знамение».

В завершение епископ Силуан привел цифры, касающиеся студентов СПбДА из Санкт-Петербургской епархии. Владыка Варсонофий отметил, что необходимо увеличить число петербуржцев, для чего готовить абитуриентов на каждом приходе.

В завершение состоялся концерт Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста РФ Алексея Пузакова. Хормейстер — Михаил Котельников. Прозвучали песнопения «Хвалите Имя Господне» на музыку Сергея Рахманинова, кондак святому Александру Невскому Алексея Левина (автор — победитель конкурса духовных композиторов в номинации «Партитура»), песня Георгия Свиридова «Любовь святая» (солистка Алена Кузнечикова), русская народная песня «Уж как пал туман» (солист Владислав Айрапетян), песня Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Катюша», песни «Твоя великая Россия» на музыку Петра Корягина, «О России петь» Георгия Свиридова. Концерт завершился пением многолетия. Алексею Пузакову вручена митрополичья грамота.

Владыка Варсонофий еще раз поздравил присутствующих со знаменательной датой, пригласив всех желающих в Казанский собор.

Всем гостям была роздана книга «Санкт-Петербургская епархия. 1742-2022», посвященная служению  петербургских архиереев.

ИА «Вода живая»

 

21 июня 2022 начались съёмки цикла короткометражных фильмов о Петре Великом в рамках проекта «Петр 1 на галерах империи: вектор креативной культуры», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Съёмочная группа под руководством режиссёра проекта Татьяны Соловьевой провела жаркий съемочный день в Летнем саду, Летнем дворце Петра 1 и Домике Петра 1.

 

Ведущими цикла короткометражных фильмов стали руководитель проекта иерей Илья Макаров и историк Дмитрий Бохонский.

«Особый исторический пример Петра Великого и его духовные, внутренние ориентиры есть уже особый пример творца не только Великой Державы, но и созидателя своего внутреннего мира. Творческая концепция фильмов определяется замыслом сопоставления культурного кода Петра Великого с «замком» от бесценной сокровищницы нашей России- духовной культуры»- говорит руководитель проекта иерей Илья Макаров. 

 

В организации съёмок также приняли участие координатор проекта Екатерина Герасимова, сценарист проекта Дарья Патрина, помощник режиссёра Владислава Бросалова, операторы и видеоинженеры съемочной группы.

Команда благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование.» выражает свою особую благодарность за содействие в организации съёмок сотрудникам пресс-службы Русского музея, хранителям музея и лично директору Русского музея Гусеву Владимиру Александровичу.

 

Фото: Шагин Елисей