CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Заголовок Заголовок

31 августа и 21 сентября в рамках проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, прошли съёмки для создания видео-серии из цикла «Путешествие к сердцу дворцов» о храме Воскресения Христова Екатеринского дворца в Царском Селе.
В первый день съёмочная группа под руководством режиссёра Татьяны Соловьевой и главного оператора Александра Соловьёва осуществила съёмки сценических эпизодов при участии студентов Санкт-Петербургской духовной Академии и артистов театра «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой.
Во второй день были сняты монологи ведущих Игоря и Глафиры Копыловых с Натальей Коршуновой, начальником отдела научной литературы и библиографии Государственного музея и заповедника «Царское село».

«Храм Воскресения Христова -это необычный архитектурный объект, который наполнен нетолько красотой внешнего убранства, но имеет и сакральную историю, прикоснуться к которой сможет каждый зритель цикла «Путешествие к сердцу дворцов», -говорит руководитель проекта иерей Илья Макаров. Наша команда, наш фонд  выражают огромную благодарность сотрудникам музея за содействие в осуществлении съёмок, особенно директору музея Таратыновой Ольге Владиславовне»
Съёмки в Царском Селе стали завершающими мероприятиями к подготовке видеоматериалов для создания цикла «Путешествие к сердцу дворцов». Команда проекта приступила к записи уникальных музыкальных произведений, которые станут «голосами» дворцовых храмов.
Подробнее в официальной группе проекта: https://vk.com/the_palace_temples

Таисия Бартова-Грозовская — детский писатель, искусствовед и музеевед. Она рассказала, что книга впервые увидела свет восемь лет назад, но второе издание значительно переработано и дополнено.

«Меня часто спрашивают, почему я решила написать именно о Невском проспекте, — сказала она. — Конечно, потому, что это главная, самая красивая улица города, но и не только. Мы все, живя в Санкт-Петербурге, часто выходим на Невский по делам, но редко останавливаемся и смотрим вокруг. А герои моей книги внимательно исследуют каждое здание. Здесь есть все — дворцы, театры, библиотеки, музеи… Я решила рассказать об этом в сказочной форме. Ребенок с детства встречается со сказкой: сначала народной, потом литературной. Если он прочитает сказку про Невский проспект, то, бывая здесь, постарается увидеть знакомых персонажей, смотреть, не пройдет ли мимо кот Елисей из Елисеевского магазина, не мелькнет ли в чердачном окне Российской национальной библиотеки филин Мудрик…»

Автор подчеркнула, что книга  — не только о городе, но и о петербуржцах, и не только о тех, кто живет здесь из поколения в поколение, но и тех, кто недавно приехал: «Мой герой филин Мудрик прилетел в этот город, он здесь не родился, но в конце уже считает его своим».

Гендиректор студии «Grafo» Елена Оганова рассказала, что проект важен для издательства — они впервые взялись за издание детской книги. Художник-иллюстратор Ольга Салль отметила, что было интересно работать над книгой, и, вопреки обыкновению, ей нравится результат.

В книге идет речь об истории пятнадцати зданий на Невском проспекте. Упоминается о том, что само название «Невский» проспект получил от Александро-Невской лавры — монастырский комплекс завершает главную улицу северной столицы. Таисия объясняет детям, кто такой святой, что такое мощи, рассказывает о чудотворной Казанской иконе Божией Матери в Казанском соборе, о юноше Василии Муравьеве, работавшем посыльным в Гостином Дворе, затем ставшем одним из богатейших купцов в городе, а спустя годы — святым преподобным Серафимом Вырицким.

«Все в детстве летали, а я всегда представлял, что летаю над крышами Петербурга, — сказал председатель епархиального ОРОиК иерея Илия Макаров. — А что можно увидеть, когда летаешь? Купола храмов. Эти доминанты меняют нашу жизнь, особенно — когда начинаешь о них больше узнавать. Почему так нужна сейчас эта книга, почему это сокровище? Все мы видели: ребенку в руки попал гаджет — и все, его уже нет, он весь там. А дальше вся жизнь связана с гаджетами, мы друг на друга уже и не смотрим. Но книга, в отличие от гаджета, может разговаривать с человеком. А эта книга благодаря таланту автора ведет с маленькими детьми самые тайные, исповедальные разговоры. Невероятные иллюстрации, с их помощью книга тоже разговаривает с читателем. Обязательно дам ее своему сыну, когда он чуть подрастет».


Иерей Илия Макаров предложил снять по книге мультфильм, и автор горячо поддержала эту идею.

Таисия Бартова-Грозовская и руководитель Клоун-мим-театр «Мимигранты» Александр Плющ-Нежинский прочитали отрывок из книги.

На вопрос о читательской аудитории Таисия ответила, что книга предназначена для начальной школы, но ее смело можно давать читать детям до двенадцати лет, тем более что в ней содержится материал, который проходят в средней школе. А на вопрос, будет ли продолжение, ответила: «Я думала об этом. Возможно, филин Мудрик улетит в другую часть города».

11 и 20 августа 2021 года прошли съёмки короткометражного фильма о домовом храме св. Николая Чудотворца в Мариинском дворце.
Команда  проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, под руководством режиссёра Татьяны Соловьевой провела два необычных съемочных дня в сакральном пространстве Мариинского дворца.
«Мариинский дворец в Санкт-Петербурге неразрывно связан с политической жизнью города. В свое время в нем заседали члены Государственного совета Российской империи, временного  комитета Госдумы…,- говорит руководитель проекта иерей Илья Макаров. Сейчас здесь вновь кипит не только политическая, но и духовная жизнь. Удивительные тайны во время съёмок нам «поведал»  для создания цикла  «Путешествие к сердцу дворцов» храм святителя Николая Мариинского дворца, несколько лет назад полностью восстановленный. Особую благодарность мы выражаем Макарову Вячеславу Серафимовичу, председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и настоятелю храма протоиерею Петру Мухину за возможность осуществления съёмок и за личное в них участие.»
11 августа прошли съёмки интервью ведущих известного актера, режиссёра и сценариста Игоря Копылова и его дочери Глафиры с историком-архивистом проекта Дмитрием Бохонским.
20 августа команда проекта осуществила  необычные съёмки сценических эпизодов в стенах храма и Мариинского дворца, к которых приняли участие: театр «Малый трианон» под руководством Ярославы Бубновой, руководитель проекта иерей Илья Макаров, рукодитель проекта по взаимодействию с молодёжью Давид Бобров, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизация Санкт-Петербургской епархии Борисов Сергей и Шагин Елисей, студенты Российского государственного института сценических искусств Бокова Ксения и Бросалова Владислава.
Фото: Алексеев Сергей, Шагин Елисей, Давид Бобров.

Автор: С. В. Рахманинов

Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому как я говорю, чтобы высказать свои мысли. Думаю, что в жизни каждого композитора музыка должна выполнять именно эту функцию. Любая другая сделала бы её чем-то второстепенным.

Я не испытываю симпатии к композиторам, которые пишут по заранее составленным формулам или теориям, или к композиторам, которые пишут в определённом стиле только потому, что этот стиль в моде. Истинная музыка никогда не создавалась таким образом и, я осмелюсь сказать, никогда и не будет так создаваться.

В конечном счёте, музыка — выражение индивидуальности композитора во всей её полноте. Но эта цель не может быть достигнута рационалистично, по заранее разработанному плану, подобно тому, как портной кроит по мерке. А такая тенденция — я с сожалением это отмечаю — явно превалирует в течение последних двадцати лет.

[с. 145]Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора. Начните изучать шедевры любого крупного композитора, и вы найдёте в его музыке все особенности его индивидуальности. Время может изменить музыкальную технику, но оно никогда не изменит миссию музыки.

Из всего этого вы легко сделаете вывод, что я не испытываю тёплых чувств к музыке, как вы её называете, экспериментального характера, к музыке «модерн», что бы ни означало это понятие, ибо, в конце концов, почему музыка таких композиторов, как Сибелиус и Глазунов, не является музыкой «современности», если она написана в более традиционной манере?

Я сам никогда не взялся бы писать в современном стиле, который полностью расходился бы с законами тональности или гармонии. Никогда не научился бы и любить такую музыку.

Повторю ещё и ещё, музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством.

И всё же я считаю нужным добавить, что уважаю художественные поиски композитора, если он приходит к музыке «модерн» в результате предварительной интенсивной подготовки. Стравинский, например, создал «Весну священную» не раньше, чем прошёл напряжённый период обучения у такого мастера, как Римский-Корсаков, и после того, как написал классическую симфонию и другие произведения в классической форме. Иначе «Весна священная», со всей её смелостью, не обладала бы столь солидными музыкальными достоинствами гармонического и ритмического склада. Такие композиторы знают, что они делают, когда разрушают законы; они знают что им противопоставить, потому что имеют опыт в классических формах и стиле. Овладев правилами, они знают, какие из них могут быть отвергнуты и каким следует подчиняться. Но, простите мне мою откровенность, часто мне кажется, что молодые композиторы погружаются в пучину экспериментальной музыки, не доучив свои школьные уроки. Слишком современная музыка [с. 146]— это сущее мошенничество, и вот почему: тот, кто сочиняет её, производит коренную ломку законов музыки, не изучив их сам. Какую бы цель ни ставил перед собой композитор, он никогда не сможет пренебречь серьёзнейшей технической подготовкой: полный курс этой школьной подготовки необходим даже если перед нами талант мирового масштаба. Знаменитый в России художник Врубель писал модернистские полотна. Но прежде чем прийти к новому и современному письму, он овладел старыми правилами и приобрёл феноменальную технику. Это поучительный пример для каждого молодого композитора, который хочет говорить другим языком. Нельзя идти на разведку нового мира, досконально не изучив старого. Только если вы овладели техникой, если вы изучили классические законы, — вы достаточно подготовлены к тому, чтобы развивать своё собственное направление, которое вы как композитор избрали.

Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей, и нет необходимости искать новые пути.

Я часто ощущаю, слушая модернистические произведения молодых композиторов, которые ищут во всех областях гармонии и контрапункта, что они делают это, недостаточно изучив испытанные методы. Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями. Молодые композиторы совершают ошибку, если считают, что владея только техникой, они достигнут оригинальности.

Подлинная оригинальность зависит только от содержания. Композитор может воспользоваться всеми известными приёмами сочинения и написать произведение глубоко отличное и по стилю, и по мысли от всего, созданного до него, потому что он вложил в эту музыку свою индивидуальность и свои переживания.

[с. 147]В моих собственных сочинениях я никогда не делаю сознательных усилий во что бы то ни стало быть оригинальным или романтичным, или национальным, или ещё каким-то. Записываю на бумагу музыку, которую слышу внутри себя, и записываю её как можно естественнее.

Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода.

На меня, несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда, насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения — всё это составляет содержание моей музыки. В процессе сочинения мне очень помогают впечатления от только что прочитанного (книги, стихотворения), от прекрасной картины. Иногда я пытаюсь выразить в звуках определённую идею или какую-то историю, не указывая источник моего вдохновения. Но всё это не значит, что я пишу программную музыку. И так как источник моего вдохновения остаётся другим неизвестен, публика может слушать мою музыку совершенно независимо ни от чего. Но я нахожу, что музыкальные идеи рождаются во мне с большей лёгкостью под влиянием определённых внемузыкальных впечатлений. Это особенно верно, если иметь в виду небольшие фортепианные пьесы.

Молодые композиторы часто смотрят снисходительно на малые формы и отдают всю свою энергию и пыл на создание крупных форм — симфоний или концертов. Это ошибка. Небольшое произведение может быть таким же бессмертным шедевром, как любая крупная форма. Я, например, часто испытывал при сочинении маленькой пьесы для фортепиано большие мучения и сталкивался с большим количеством проблем, чем при сочинении симфонии или концерта. Когда пишу для оркестра, разнообразие красок, присущее инструментам, способствует возникновению множества различных идей [с. 148]и эффектов. Но когда пишу маленькую пьесу для фортепиано, я полностью нахожусь во власти своей темы, которая должна быть выражена кратко и точно. В моих концертах и симфониях немало мест, написанных единым духом, в то время как каждая моя маленькая пьеса требовала особой тщательности и тяжёлой работы.

Короче говоря, самая трудная проблема, стоящая и по сей день перед каждым творцом, — это быть кратким и ясным. В результате накопленного опыта художник приходит к пониманию того, что гораздо труднее быть простым, чем сложным. Этим должны руководствоваться молодые композиторы.


Источник:© senar.ru

9 августа в рамках проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, прошли съёмки ещё одной серии из цикла «Путешествие к сердцу дворцов» о придворцовом храме в честь святых апостолов Петра и Павла Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Уже по сценарной традиции ведущих: актера, режиссёра, сценариста Игоря Копылова и его дочь Глафиру, а также съемочную команду проекта под руководством режиссёра  Соловьевой Татьяны Юрьевны встретила Вахания Нино Бежановна, начальник экспозиционной службы музея, которая также приняла участие в съёмках с небольшим интервью о истории и настоящей «жизни» храма.
«На протяжении полутора столетий в церкви проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников. В 1918 году церковь была закрыта. В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году выгорела вместе со зданием дворца. Однако сегодня облик храма полностью восстановлен. Что с большой точностью говорит о колоссальности реставрационных работ. 12 июля 2011 года храм был освящён.»
Команда проекта выражает огромную благодарность генеральному директору ГМЗ «Петергоф» Кальницкой Елене Яковлевне за возможность осуществления съёмок в храме в честь святых апостолов Петра и Павла.
Подробности о проекте в официальной группе: https://vk.com/the_palace_temples
Фото: Елисей Шагин, Сергей Алексеев
Среди многочисленных храмов, посвященных св. Варваре в нашей стране есть  домовая церковь в ее честь в знаменитом Фонтанном доме графов Шереметевых, на сегодняшней день известном для многих петербуржцев, Шереметевском дворце.

В июне и июле 2021 г. съёмочная группа проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, осуществила съемки в домовом храме Шереметевского дворца. Съемочную группу возглавили режиссёр проекта Татьяна Соловьева, главный оператор проекта Александр Соловьев, сценарист Дарья Патрина.

 Ведущих проекта Игоря и Глафиру Копыловых радушно встретила Заведущая музеем «Шереметевский дворец-Музей музыки» Великанова Ольга Алексеевна, которая также приняла участие в съёмках.
Участники театральной группы «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой и солисты  Молодёжного хора «Согласие» приняли участие в сценических эпизодах.
«Мы сердечно благодарим директора музея Метелицу Наталью Ивановну за предоставленную возможность- осуществление съёмок в Шереметевском дворце», -говорит руководитель проекта иерей Илья Макаров. Шереметевский дворец удивителен в своей истории, красоте, но насколько сакральна и необычна «жизнь» его домового храма, мы мы скоро узнаем благодаря нашим участникам и историку-архивисту проекта Дмитрию Бохонскому.»
Путь к сердцу Юсуповского дворца
26 июля команда проекта по руководством режиссёра Татьяны Юрьевны Соловьевой  «Репост русской истории: духовный мир града на Неве» завершила съемочный процесс в Юсуповском дворце.
Ведущих цикла «Путешествие к сердцу дворцов» актёра, режиссёра, сценариста Игоря Сергеевича Копылова с дочерью Глафирой радушно встретили сотрудники музея Наталия Владимировна Зайцева и Валентина Владленовна Набок, которые  также приняли участие в съёмках.

Путь к сердцу дворца Юсуповых начался еще в мае, когда были сняты сценические эпизоды в дворцовой церкви Покрова Богородицы. Замечательная подлинная история ночной молитвы святого Иоанна Кронштадтского за юную княжну Зинаиду и чудо ее исцеления, за которое вся семья утром в храме благодарила Бога. Эта сакральная история будет подробно представлена в фильме.
Команда проекта благодарит сотрудников музея Юсуповского Дворца на Мойке, и особенно его директора Нину Васильевну Кукурузову.
А также Марию Григорьеву за предоставление на съёмки необычайной красоты кружева для актрисы.
*Проект «Репост русской истории: духовный мир града на Неве» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Актуальные новости проекта:
https://vk.com/the_palace_temples
Известный режиссер, сценарист, актер, продюсер Игорь Копылов с дочерью Глафирой стали главными путешественниками к сердцу Павловского императорского дворца — домовому храму святых апостолов Петра и Павла. Команда во главе с режиссёром Татьяной Соловьевой и оператором Александром Соловьевым провели жаркий съемочный день в Павловске.
«Это будет одна из удивительнейших историй духовной жизни Императора Павла и великокняжеских особ, молящихся об Отечестве и творящих русскую историю под сенью ангелов и святых этого сакрального места…Поэтому с нетерпением мы преступаем к монтажу фильма, чтобы скорее устроить премьерный показ. Сердечно благодарим директора Веру Анатольевну Дементьеву и сотрудников музея за тёплый прием и настроение, которые непременно будет отображено в фильме…»- говорит председатель благотворительного фонда «ОКО» иерей Илья Макаров.
Интерьеры и архитектура храма Павловского дворца были сняты  командой в конце июня, а также сценические эпизоды, в которых принимали участие студентки РГИСИ.
Мероприятие прошло в рамках проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Гости студии предложили ведущей Елене Воробьевой поговорить на тему «Современный взгляд на Александра Невского» в год его 800-летия.