CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Заголовок Заголовок

Поздравляем детский хор Санкт Петербургской митрополии.

Детский хор стал лауреатом 1 степени в международном конкурсе «песни над Невой».

Путешествие к сердцу дворцов привело нас в город Отрадное Ленинградской области. Нет, пока здесь еще не построили дворцы. Зато есть храм, посвященный святому Иоанну Милостивому. А на базе храма действуют проактивные молодежный и подростковый клубы. Они-то и были целью нашего визита. Три часа радости, три сложных вопроса ребром, комментарии двух батюшек и два фильма нашего проекта – всё это ожидало участников нашего семинара.

Особенно яркими получились дискуссии. Мы обсуждали непростой вопрос, навеянный фильмом про храм святых апостолов Петра и Павла в Петергофском дворце. Через две недели после крещения сына Николая II наследника престола цесаревича Алексия выяснилось, что он неизлечимо болен гемофилией. Стоило ли сделать эту информацию публичной? Ведь это означает заявить во всеуслышание, что вопрос престолонаследия в крупнейшей мировой державе находится в подвешенном состоянии. Не зашатается ли русский престол от такой информации? Или лучше всё сохранить в тайне?

Ребята высказывали самые разные аргументы, несколько человек по ходу обсуждения меняли свою точку зрения. С одной стороны, логично всё скрыть, чтобы не вызывать смуту. И участники в ходе обсуждения даже стали вспоминать события Великой смуты и восстание декабристов. С другой стороны, прозвучал аргумент, что если такая информация известна, то тогда за наследника может молиться вся страна, ведь духовное измерение не менее важно, чем политическое.

В завершении семинара участники поделились тем, что у них теперь возникло стремление освежить свои знания истории, а также желание посмотреть другие фильмы проекта и снова обсудить их в том же дискуссионном формате.

В Бирюзовом зале Епархиальных курсов имени святого  Иоанна Кронштадтского 25 декабря состоялась дискуссионная встреча с презентацией цикла короткометражных фильмов «Путешествие к сердцу дворцов» в рамках проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.  С приветственным словом к учащимся обратился руководитель проекта иерей Илья Макаров.

Участники  стали первыми зрителями фильма о Храме Святых апостолов Петра и Павла в Петродворце из цикла «Путешествие к сердцу дворцов»,который вскоре будет отправлен на телеканал «Спас» и порадует зрителей всей России.
Продолжился вечер беседой о Петре Великом, в которой кандидат философских наук, Игнатьев Денис Юрьевич, и кандидат богословия, иерей Илия Макаров, порассуждали об институте патриаршества и его отмене в эпоху Петра Великого.

В организации дискуссионной встречи приняли участие координатор культурно- методического направления проекта Александр Розмыслов, координатор проекта по взаимодействию с молодёжью иерей Давид Бобров, заведующий учебной частью, заместитель исполнительного директора епархиальных курсов св. Иоанна Кронштадского Сергей Борисов.

Больше фотографий и новостей проекта: https://vk.com/the_palace_temples
Фото: Сергей Алексеев

 

 

 

 

VI Международный хоровой фестиваль-конкурс концертных программ

«ПРЕДЧУВСТВИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»

Санкт-Петербург, Россия

 9 – 12 декабря 2021 года

 

С 9 по 12 декабря в Санкт-Петербурге в шестой раз прошел Международный хоровой фестиваль-конкурс концертных программ «Предчувствие Рождества Христова». На открытии фестиваля, которое состоялось 9 декабря в Базилике святой Екатерины Александрийской (Невский пр. 32/34), участники фестиваля окунулись в торжественную атмосферу праздника и смогли почувствовать приближение «Рождества Христова»: они исполняли рождественские гимны и песни разных веков на разных языках, рождественские колядки, а некоторые произведения даже смогли спеть единым хором. Так, например, сводным хором участников прозвучал Рождественский гимн, написанный специально для этого фестиваля (музыка Сергея Екимова, слова Иерея Илии Макарова). В этом празднике приняли участие Хор и Концертный оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, которые исполнили фрагмент из оратории «Мессия» Г. Генделя «Аллилуйя».

Ограничения, связанные со всемирной пандемией, не позволили осуществить этот фестиваль-конкурс в обычном формате открытых концертов для зрителей, но мы рады, что в этом году свое искусство продемонстрировали 25 хоровых коллективов. На фестиваль собрались хоры и вокальные ансамбли из разных городов России таких, как Москва, Екатеринбург, Жуковский, Красногорск, Ломоносов, Петропавловск-Камчатский, Тула и, конечно, Санкт-Петербург.

Хоровой фестиваль-конкурс «Предчувствие Рождества Христова» учрежден Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и Центром международного сотрудничества в области культуры «Интер Аспект», (который известен как организатор фестиваля «Поющий мир»). Партнерами конкурса уже несколько лет являются Межрегиональный Союз концертных деятелей и Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена.

Уникальность этого проекта состоит в самой форме проведения – это концерты хоровой музыки, на которых каждый коллектив представил на суд жюри свою концертную программу. В состав жюри вошли ведущие российские специалисты хорового искусства: Декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и премии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в области духовной культуры и искусства – СЕРГЕЙ ЕКИМОВ (Санкт-Петербург), Доцент кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель курса «Церковное пение», Председатель Совета по культуре и Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия – ИЕРЕЙ ИЛИЯ МАКАРОВ (Санкт-Петербург), Заведующий кафедрой хорового дирижирования Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, профессор кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кандидат искусствоведения – ИГОРЬ МАТЮХОВ (Санкт-Петербург), Доцент Кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, художественный руководитель и главный дирижёр Муниципального Камерного хора «Нижний Новгород» – ИВАН СТОЛЬНИКОВ (Нижний Новгород).

Выступления проходили в красивейших церквях и соборах Санкт-Петербурга, а также в концертном зале Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, и везде присутствовало ощущение предстоящего светлого праздника. Все участники фестиваля-конкурса получили массу впечатлений, насладились праздничным Петербургом, зарядились волшебной атмосферой и нашли новых друзей!

Победителями фестиваля-конкурса концертных программ «Предчувствие Рождества Христова» и обладателями Гран-при стали два хора: среди детских коллективов – Старший хор Центра творческого развития и музыкально–эстетического образования детей и юношества «Радость», художественный руководитель и дирижёр Екатерина Дунаева (Москва, Россия), а среди студенческих и взрослых коллективов – Хор хорового Училища при Факультете Церковного пения Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета, художественный руководитель и дирижёр Елена Сидорычева (Москва, Россия).

Уже стало традицией проводить в рамках фестиваля ещё один необычный проект – конкурс Богородичных песнопений «Заступнице усердная». Участники конкурса – хоровые коллективы и вокальные ансамбли представили по два разноплановых произведения, посвященных Богородице.

Гран-при в конкурсе Богородичных песнопений «Заступнице усердная» получил Вокальный ансамбль «Прелестные глазки» Детской музыкальной школы № 6, художественный руководитель – Наталья Кознова (Петропавловск–Камчатский).

Завершился фестиваль-конкурс концертных программ «Предчувствие Рождества Христова» 12 декабря торжественным гала-концертом в Исаакиевском соборе. В концерте приняли участие лауреаты конкурса и обладатели специальных призов жюри.

Ежегодно Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви учреждает несколько призов. В этом году призы получили следующие коллективы:

«За лучшее исполнение православного песнопения» – Камерный любительский хор храмового комплекса на Пискаревском проспекте (Санкт–Петербург), художественный руководитель и дирижёр Анастасия Серякова.

«За лучшее исполнение духовного произведения» – Вокальный ансамбль «Прелестные глазки» Детской музыкальной школы № 6 (Петропавловск–Камчатский), художественный руководитель Наталья Кознова.

Обладателем специального приза жюри «За лучшую концертную программу фестиваля-конкурса» стал совсем молодой коллектив Хор гимназии св. Амвросия Оптинского при Успенском подворье Оптиной пустыни (Санкт-Петербург), художественный руководитель и дирижёр – Екатерина Балуева.

Оргкомитет VI Хорового фестиваля-конкурса концертных программ «ПРЕДЧУВСТВИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» выражает огромную благодарность всем, кто в это трудное время оказал содействие и помощь в организации этого праздника хорового искусства, а также всем участникам фестиваля, которые нашли возможность выступить и продемонстрировать свое творчество.

 

Контакты и дополнительная информация:

http://anticipationxmas.ru/

https://vk.com/anticipationofchristmas

http://interfestplus.ru/ru/

e-mail: interaspect@mail.ru

 

15 декабря в Мариинском театре состоялась лекция-концерт “Музыка дворцовых храмов” из цикла “Сакральная музыка русской культуры”. Автором и ведущим проекта стал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илья Макаров.

 

Цикл состоит из шести вечеров и рассказывает о главной проблеме бытия – отношениях человека и Творца, которая рассматривается автором в контексте музыкальной стихии.

 

Перед началом лекции ведущий представил зрителям уникальный проект по храмам Петербургских дворцов, который был создан Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии при поддержке Фонда президентских грантов. Священник рассказал, что в Петербурге существует 23 домовых храма, расположенных внутри дворцов, и 6 отдельно стоящих. История их строительства интересна и сложна, так как добиться разрешения на домовый храм было непросто — требовалось обоснование и специальное решение Священного Синода. Специально для таких храмов композиторы писали сочинения на богослужебные тексты. История таких храмов глубока и многогранна, именно поэтому данный проект является ценным вкладом в популяризацию русской духовной культуры Санкт-Петербурга.

Музыкальным сопровождением лекции-концерта стало выступление мужского ансамбля молодежного хора “СоГласие” под управлением хормейстера Академии молодых певцов Мариинского театра Павла Теплова. Коллектив исполнил такие произведения, как: тропарь апостолам Петру и Павлу (Я. Петряник); тропарь великомученице Варваре (А. Карпов); “Достойно есть» (протоиерей К. Головатский); кондак святителю Николаю (иерей И. Макаров); тропарь архангелу Михаилу (В. Михеенко);”Пасха” (А. Захаров).

 

Следующая лекция-концерт состоится 16 февраля. В концертную программу цикла войдут  хоровая музыка в исполнении разных хоровых коллективов и камерные сочинения – как инструментальные, так и вокальные. Программа имеет продуманную драматургию и тесно связана с церковным календарем. Лекции-концерты сопровождаются видеоинсталляциями.

В Синем зале епархиального управления Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, благодаря участию епархиального Совета по Культуре, 8 декабря 2021 года прозвучала духовная опера «Мартин Исповедник Папа Римский» всемирно известного композитора Грайра Грайровича Ханеданьяна, позволившая всем присутствующим прикоснуться не только к высокоинтеллектуальному искусству, но и к божественной истине.

Ценность и уникальность бесподобной оперы композитора и автора либретто, педагога Академии молодых оперных певцов Мариинского театра – Грайра Ханеданьяна в том, что это первое  музыкальное произведение о Папе Римском Мартине I Исповеднике (598-655 гг.), чья святая личность является сегодня символом общехристианского единения.

Опера была написана Грайром Ханеданьяном  при поддержке «Центра культурных инициатив» и лично Светланы Штучковой, а также при участии Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии и лично иерея Илии Макарова в сотрудничестве с Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами при Санкт-Петербургской епархии.

Для создания не просто исторически выверенного, но и глубоко прочувствованного произведения композитором был исследован глубокий пласт информации, а также внесен ряд важных замыслов и корректировок, во многом определивших целостную концепцию богоугодного творения.

Галерея ярких персонажей в рамках мудро выстроенной автором сюжетной линии позволила каждому из слушателей найти ответы на основополагающие вопросы бытия – о жизни и смерти, о вере и неверии, о раскаянии и отрицании, об истине и заблуждении, а также о свободе выбора и месте человека в этом мире.

Действие духовной оперы «Мартин Исповедник Папа Римский» происходит в VII веке и повествует о житии и деяниях общехристианского святого, определившего основные догматы христианского вероучения. Рассказывает о людях, незаслуженно забытых, но оказавших значительное влияние на общемировую историю.

При этом, задача оперы – не просто явить образы из жизни святого Папы Римского Мартина I Исповедника, но и раскрыть одно из основных христианских убеждений – богочеловеческую сущность Христа, имеющего две воли – Сына Божьего и Сына Человеческого, – была выполнена превосходно!

Духовная опера композитора Грайра Ханеданьяна «Мартин Исповедник Папа Римский» воспевает общечеловеческие ценности – гуманизм, правду, свободу и взывает к высоким душевным вибрациям.

Актуальное на все времена музыкальное произведение прозвучало в стенах Александро-Невской Лавры в безупречном исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а также Симфонического оркестра под управлением талантливого дирижера Филиппа Селиванова.

На мероприятии присутствовали видные деятели культуры, представители высшего духовенства, члены значимых общественных организаций, а также искренние ценители любители классической музыки.

 

Концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии, посвященный 50-летию его основания, прошел 10 декабря в Синем зале епархиального управления. На концерте присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Александр Беглов.

Хор духовенства исполнил песнопение «О, преславнаго чудесе», которое участники хора считают своим гимном.

«Хор создавался в 1970-е годы, это было непростое время для Церкви: всеми церковными делали ведали уполномоченные, которые запрещали все, что только могли, — напомнил градоначальник. — Создание хора, исполняющего духовные песнопения, в те годы казалось немыслимым. Но нашей митрополии повезло: главой ее тогда был владыка Никодим, он сумел добиться, чтобы хор был создан. Хор пел не только за богослужениями, он выступал на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, на других концертных площадках. После кончины владыки хор перестал существовать, а возродился только при владыке Алексии, будущем Патриархе Алексии Втором. В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, хор принял участие в юбилейных мероприятиях. Сейчас хор духовенства известен не только в нашей стране, но и в мировом музыкальном сообществе. Важная часть его деятельности — он проводит благотворительные концерты, помогает детям с тяжелыми заболеваниями».

Губернатор поздравил художественного руководителя и регента хора Юрия Герасимова с днем рождения, ему было спето многолетие. Хору духовенства и лично Юрию Герасимову вручены благодарственные грамоты губернатора.

Митрополит Варсонофий обратился к участникам хора с приветствием.

«Участники хора совмещают священническое служение с концертной деятельностью, — сказал владыка. — Сколько существует Православная Церковь, столько существует в ней пение. После трагических событий ХХ века в нашей стране традиция практически сошла на нет, после войны пришлось возрождать церковное пение хотя бы в больших городах. Это было сделано в Москве — известны Патриарший хор, хор Троице-Сергиевой лавры, и в тогдашнем Ленинграде — усилиями сначала владыки Никодима (Ротова), потом митрополита Алексия (Ридигера). К сожалению, большинство наших верующих мало знакомы с традициями церковного пения. Но если бы у них спросили, чего они ждут от пения хора, они бы ответили, что хотят, чтобы это пение тронуло их сердца, подняло дух, настроило на молитву. Этим и занимается хор духовенства — прекрасно. Духовную музыку любили и в советское время, тогда выходили редкие пластинки, их сразу же раскупали. Русские композиторы так потрудились на ниве церковного пения, что их произведения представляют ценность для всего человечества. Хор духовенства известен во всем мире, он выступал во многих странах, и это всегда было важным культурным событием. Хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы находите время для свидетельства миру о православии. Желаю вам творческих успехов, чтобы всегда было желание трудиться, находились прекрасные голоса. Выступайте на всех площадках, куда вас приглашают. Господь да благословит вас, да укрепит ваши силы для свидетельства о Нем по всему миру».

Серебряной медалью святого апостола Петра награждены Юрий Герасимов и один из инициаторов возрождения хора, его бессменный директор иерей Илия Макаров, председатель епархиального совета по культуре. Знаком священномученика Серафима Петроградского награжден певчий хора епархиальный протодиакон Андрей Левин.

Были исполнены «Похвалу принесу» святителя Димитрия Ростовского и «Радуйтеся, людие» Джузеппе Сарти.

Концерт прошел в рамках I Всероссийского конкурса-фестиваля «Русское барокко», он назывался «Музыка при дворе российских императоров». Помимо хора духовенства в нем участвовали Театр исторического танца «Малый Трианон» и ансамбль духовых инструментов «Кронверк-брасс» под управлением Ильи Кузнецова.

В исполнении хора прозвучали греческий распев XVII века «На реках Вавилонских», распев XVIII века «О всепетая Мати», «Святый Боже» Елисея Бродовского, «Радуйтеся, людие» Джузеппе Сарти, «Вечери Твоея» Алексея Львова, «Херувимская 7» Дмитрия Бортнянского.

Были также исполнены западные песнопения и светские произведения эпохи барокко. Хору аккомпанировал ансамбль духовых инструментов «Кронверк-брасс», а артисты театра «Малый Трианон» сопровождали музыку барочными танцами.

Прозвучали «Te Deum» и «Prelude» Марк-Антуана Шарпантье, «Vittoria, mio core» Джакомо Кариссими, «Военная песня» Андреа Габриэли, канты «Как на матушке, на Неве-реке», «Буря море», «Мире лукавый», «Днесь отверзеся», «Николае чудотворче».

Оркестр «Кронверк-брасс» исполнил инструментальные произведения «Музыка на воде» Георга-Фридриха Генделя, концерт для двух труб-пикколо до-мажор Антонио Вивальди.

В завершение прозвучали песнопение «Тебе Бога хвалим» Дмитрия Бортнянского и многолетие.

Знаком священномученика Серафима Петроградского награждены те, кто стоял у истоков возрожденного хора духовенства: протоиереи Богдан Жук, Андрей Жук, иерей Максим Устименко, протодиаконы Павел Шуклин и Артемий Лебедев.

Грамотами митрополита награждены певчие: протоиереи Никита Бадмаев, Андрей Щербан, иереи Андрей Бондарев, Алексий Третевич, Антоний Малаховский, Игорь Марчук, Андрей Бондарев, Феодор Ваховский, диакон Андрей Реймерс и другие.

Грамотами епархиального совета по культуре награждены руководитель I Всероссийского конкурса-фестиваля «Русское барокко» Светлана Исаева и директор Санкт-Петербургского дома народного творчества и досуга Ольга Богомазова.

Статуэтки от оргкомитета фестиваля «Русское барокко» вручены Юрию Герасимову, Илье Кузнецову, руководителю ансамбля «Малый Трианон» Ярославе Бубновой.

Гости вечера расходились под марш Преображенского полка в исполнении оркестра «Кронверк-брасс».

Хор духовенства митрополии был создан в 1971 году и состоит из действующих священнослужителей, его основная задача — проповедь Слова Божия через молитвенные песнопения. Хор ведет гастрольную деятельность, выступая на концертных площадках России и зарубежья. Одной из традиций стало проведение ежегодных, начиная с 2010 года, благотворительных акций в помощь онкобольным детям.

Проект «Путешествие к сердцу дворцов» приехал в школу 333 Невского района. Два часа кино и интерактива пролетели на одном дыхании., которые с учащимися провёл руководитель культурно- методического направления проекта Александр Розмыслов.

Вниманию ребят были предложены два фильма проекта: про храмы в  Юсуповском и Петергофском дворцах. Особый отклик вызвал фильм о храме святых апостолов Петра и Павла в Петергофском дворце. Как объяснили сами ребята, это связано с тем, что эти места им хорошо знакомы и вызывают приятные воспоминания. Отметили прекрасную игру Игоря Копылова, отличную съемку и невероятную красоту видов.

Любопытно, что на вопрос о том, что ребятам запомнилось, прозвучало множество ответов и ребята называли даже казалось бы мелкие и несущественные детали. Например, вспомнили, что княгиня, которой предстояло во время крещения нести на руках младенца-цессаревича, приказала приклеить каучуковые подошвы к её туфлям, чтобы ни в коем случае не поскользнуться. Такое внимание к деталям очень положительно характеризует глубину восприятия ребят, а это дает надежду всему коллективу проекта, что посеяное даст добрые всходы. Ну, а впереди новые встречи со зрителем и премьеры новых киноисторий проекта.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Больше интересных событий в группе проекта: https://vk.com/the_palace_temples

И всё потому, что сегодня у них в гостях побывала команда нашего проекта «Репост русской истории: духовный мир града на Неве», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Диакон Давид Бобров и Александр Розмыслов провели с ребятами несколько тренинговых упражнений, заодно узнав какой из императоров российских ближе им по духу. Удивительно, но условную пальму первенства поделили между собой основатель нашего города  Петр I и император, правление которого прославилось как наиболее спокойное, речь об Александре III. Отрадно, что ученики этой школы Красносельского района знают не только тех правителей Отечества, которые широко известны, но и тех, вклад которых в развитие государства сегодня еще не дооценён.

А затем наступило время кино. Первый фильм из серии «Путешествие к сердцу дворцов» рассказывает о храме, который находится в Юсуповском дворце. И именно его предстояло увидеть ребятам. Как говорит в фильме его главный герой, Игорь Копылов, это «самый незаметный дворцовый храме нашего города». Незаметный, потому что снаружи нет ни купола, ни креста. По отзывам ребят, увиденное им понравилось. Особенно отмечали, что запомнился образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, который ярко раскрыт в одной из врезок, а также яркие краски и эмоции, которыми наполнена кинокартина.

После кино поговорили о роли родительского благословения на брак (эта тема поднимается в фильме при повествовании истории из жизни семьи Юсуповых) и тому, стоит ли идти в политику хорошим людям, если они хотят что-то изменить. Мнение части ребят в последнем вопросе совпало с наставлением Иоанна Кронштадтского, который на вопрос, зачем он призывает православных идти в политику, когда политика – это грязное дело, отвечал: «Потому оно и грязное, что вы туда не идете». После обсуждения фильма состоялось чаепитие.

За проведение мероприятия получили личные благодарности от заместителя директора по воспитательной работе Натальи Николаевны и учителя истории Ирины Викторовны, которые пригласили нас приезжать еще. А тем временем наше путешествие продолжается, ждите новых отчетов!

Больше подробностей в группе проекта: https://vk.com/the_palace_temples

Как-то Андрей Тарковский сказал «Если убрать из человеческих занятий всё, относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство».

Соответственно: если главным в человеческих занятиях сделать только извлечение прибыли, то искусство исчезнет!

Казалось бы: что плохого, если за свои произведения искусства автор получает гонорар. Но вспомним как, например, получал содержание Микеланджело- от главного заказчика, епископа Рима. И весь мир любуется этими шедеврами.

Сейчас же шоубиз, акционизм и перформанс имеют доход из того, что ЗАХОДИТ публике- а нравится ей именно то, на что у нее формируют спрос с помощью различных психо-соматических технологий.

Насколько популярными были стансы Рафаэля в анфиладе Папского дворца — настолько же они возвышали ум и сердце смотрящего: обратите внимание ведь друг на друга там смотрят 2 фрески: «Афинская школа» (прославление мудрости) и «Диспут о Святых дарах» (устремленность чувства в Небо).

В 21 веке популярна — смехотворная глупость и инстинктивная заземленность.

На примере музыкальной культуры кратко обозначу главный тезис заявленной темы.

Алишер Тагирович Валеев (он же мононимно в переводе с немецкого «Утренняя звезда») в своем так называемом творчестве уж совсем не дитя утренней зари и не рассвет свободного искусства. Оказывается, мечты о дорогой жизни, хамстве и унижении- это вершина нашей культуры. Это главный вывод из его композиций, напоминающих по форме песни…

Сиюминутная популярность такого явления лишь подчеркивает незыблемость вкорененных в человечество нравственных приоритетов.

Духовной свободы в природной ограниченности не существует. Искусство как эпицентр культуры всегда предлагало гуманитарный выход из объективной ограниченности. Сейчас же казалось бы исключительно субъективное творчество деятелей культуры не предлагает никакого выхода из экзистенциального кризиса (а он очевиден!).

Альфред Шнитке сказал: «Шлягер в развитии искусства — это символ зла.»
А именно с этого понятия началось все то, что именуется сейчас массовой музыкальной культурой. И к сожалению, альтернативной музыки сегодня не слышно.

Казалось бы давнишний тезис английского писателя Филиппа Честерфилда «Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться»
может быть принят и нами. Но сегодня мы вынуждены свидетельствовать, что нравится теперь как раз безобразное. И это не метафизика, и даже не природа, а то, что буквально «ниже плинтуса», что просто разчеловечивает.

И еще один композиторский пример- законодатель музыкальной моды 20 века Игорь Стравинский совершенно искренне выразил и революционный дух начала 20 века, и эстетство «элиты», и жанровую всеядность, но пришел в итоге к осмыслению главного вопроса — парение духа в поднебесных реалиях. Этот композитор был сказочно популярен, но прислушался ли кто-нибудь к его главному месседжу? Увы!

Итак. Разве во времена Рафаэля не было уличной вульгарной посредственности? Была. Но она не являлась мейнстримом!
Разве сегодня нет настоящих творцов, способных возвысить нас над обыденностью? Есть. Но они не популярны.

Вывод: глобальная дискриминация нравственности может быть преодолена только всеобщим провозглашением принципа нравственной жизни. И конечно же главным мотиватором к этому может и должно стать искусство как стержень культуры.
Автор: иерей Илия Макаров