Председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии выступил на Конференции молодых дирижёров
12 ноября 2022 года в Санкт-Петербургском государственном институте культуры состоялась III Всероссийская студенческая конференция
(с международным участием)
«Теория и практика дирижерского искусства»,
посвященная 65-летию кафедры академического хора данного вуза.
В Белом зале участников конференции приветствовала Яруцкая Лариса Николаевна, заведующий кафедрой академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, заслуженный работник культуры РФ, доцент.
В первой части заседания с докладами последовательно выступили:
Кривицкая Евгения Давидовна,
доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» с темой «Родион Щедрин. Век XXI»;
и Слонимская Раиса Николаевна,
доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры —
с темой «Хоровая музыка Сергея Слонимского».
Затем выступил иерей Илия Макаров,
кандидат богословия, доцент, преподаватель СПбДА, председатель Совета по культуре СПб епархии — с темой «Духовные тексты и хоровая музыка: особенности интерпретаций».
Начиная свое выступление, отец Илья отметил, что оно смыслово продолжает два предыдущих доклада, так как история взаимопроникновения светской академической и духовной богослужебной музыки началась именно с Родиона Щедрина, который стал автором стихиры на 1000-летие Крещения Руси в 1988 году, а Сергей Слонимский один из немногих знаменитых композиторов, который уделил в своем эпистолярном наследии, например в книге «Свободный диссонанс», внимание духовным основам музыки.
«Без понимания глубинных смыслов церковно-певческого Осмогласия и выраженного им через слияние текста и мелодии богословия, сложно современному дирижёру интерпретировать как традиционную православную музыку, так и духовные сочинения современных композиторов»- утверждал в докладе спикер. Но смыслы церковной музыки хорошо понимали знаменитые русские авторы XIX века. Одной из самых духовно-ориентированных русских опер отец Илья назвал «Пиковую даму» Петра Чайковского и на музыкальных моментах оперы в параллель с церковными напевами доказательно продемонстрировал — как композитор выразил идею необходимого для человека спасения через покаяние и изменение жизненной цели, и что вечность открывается человеку через настоящую, а не призрачную любовь.
В заключении доклада иерей Илия Макаров порекомендовал дирижёрам, исполняющим церковную музыку, использовать богословские комментарии к разным богослужебным песнопениям протоиерея Дмитрия Болгарского.
Далее конференция продолжилась выступлениями магистрантов различных музыкальных вузов России как в очном так и дистанционном форматах.