Итоги круглого стола на форуме духовных композиторов 13 июня 2022 г. Санкт-Петербург
Итоги круглого стола на форуме духовных композиторов 13 июня 2022 г.
Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор
Работа круглого стола велась по 4-ем секциям, далее представлены рассмотренные
темы и озвученные доклады, а также основные тезисы, которые были
сформулированы их участниками.
1. Тренды современной духовной музыки
Рассмотренные темы:
● Куда движется развитие церковного музыкального творчества?
● Однообразное звучание многих современных произведений: хорошо, потому что
традиция, или плохо, потому что не интересно?
● Традиции и новаторство в духовной музыке. Древние распевы или современное
движение?
● Ожидания регентов от современной духовной музыки.
● Особенности разных школ и традиций церковного пения.
Выступления:
Елена Валерьевна Юнек, заведующая кафедрой хорового дирижирования Самарского
государственного института культуры, доцент, руководитель камерного хора
Solaris, композитор “Взаимосвязь певческого уровня и уровня образования регентов с
современной музыкой, подбором современного материала”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
1. Развитие церковного музыкального творчества движется в направлении
синтеза различных форм и стилей в музыкальном искусстве.
2. С момента проникновения мирских музыкальных форм в церковной музыке
развивается синтез традиций и инноваций.
3. Особенности разных школ и традиций церковного пения в основном
нивелируются. Это не касается основных учебных заведений и монастырей, в
которых сохраняются свои традиции, школы, подходы к церковному пению.
2. Технологии: польза, вред и отношение к технологическим нововведениям
Рассмотренные темы:
● Как относиться к использованию смартфонов и планшетов в качестве носителя
нот?
● Насколько приемлема подзвучка хора?
● Есть ли нормальный нотный ресурс в интернете, где в нормальном удобном
формате выкладываются произведения?
● Практика народного пения: как сочетать с хором, как научить народ? Можно ли
подпевать?
Выступления:
1). Протоиерей Константин Головатский, композитор, председатель отдела по
делам молодежи Санкт-Петербургской епархии «Практика народного пения на
службе».
2). Александра Павловна Куриленко, регент хора церкви святого священномученика
Климента Римского, г. Великий Новгород, композитор, вокалист, педагог
“Менеджмент и церковный хор. Организационные условия для эффективного
развития хора, включая оборудование и меры для развития и улучшения качества
звучания хора”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
4. Люди приходят в храм для того чтобы молиться, а не слушать хор. Но хор
может быть поддержкой для молящихся.
5. Хор — важнейшая составляющая богослужения, хороший хор привлекает людей
в храм, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в каждом храме
создавался и поддерживался достойный хор!
6. Духовная музыка, клиросное пение — это не фоновая музыка, это часть
Богослужения, молитва.
7. Хор должен в хорошем смысле удивлять прихожан: обновлением репертуара,
включением в пение как традиционной, так и современной духовной музыки.
Это является важным фактором формирования полноценной литургической
жизни прихода!
8. Хоровое пение должно звучать естественно, техническое оснащение
(подзвучка) нарушают эту естественность, поэтому лучше его не использовать.
Это актуально в первую очередь для небольших храмов, в больших же храмах
его применение в ряде случаев оправдано, но при условии, что монтажом и
настройкой аудиосистемы занимаются грамотные профессионалы
(звукорежиссёры и акустики) с опытом работы в этой области. При этом нужно
использовать как можно более качественную аппаратуру.
9. При создании нотных ресурсов в интернете обязательно необходимо помнить
об авторском праве и получать разрешение композиторов на публикацию их
произведений.
10. Интернет-ресурсы, на которых выкладывается церковная музыка, не должны
ставить целью заработок, поскольку это ведет к ограничениям для широкой
трансляции и популяризации духовной музыки.
11. Практика народного пения (подробнее про народное пение см. на
https://www.pravmir.ru/author/user_1849/) совместима с практикой клиросного
пения. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Например, возможно
распределение частей богослужения, когда какие-то песнопения исполняются
клиросным хором, а какие-то прихожанами.
12. Помимо музыкальных компетенций регентам полезно владеть и отдельными
управленческими, потому что для регента важны навыки работы с коллективом.
3. Битва за репертуар и отношения хора, настоятеля и регента
Рассмотренные темы:
● Организация богослужебного репертуара. "Часто какая-то эклектика, не знаешь,
что ждать", — прокомментировал священник.
● Каким рекомендациям стоит следовать, по какой системе подбирать произведения?
Как регент подбирает произведения для богослужения, по каким критериям?
● Настоятель и регент: цензура и гнет или принятие и поддержка?
Взаимоотношения хора и духовенства.
● Экономические проблемы церковного пения.
Выступления:
Игорь Александрович Ручкин, композитор, хоровой дирижер, регент Измайловского
собора с 2009 по 2020 г. “Взаимоотношения в треугольнике “настоятель-регент-
композитор”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
13. Церковные композиторы отмечают, что нередко в силу целого ряда причин их
произведения с трудом пробивают себе путь.
14. В то же время регенты констатируют, что ощущают дефицит простых
произведений на 2-3 голоса. Такие произведения сейчас особенно актуальны,
потому что большинство хоров — малочисленные (2-3 певчих, включая регента).
15. Хорам обязательно стоит регулярно пробовать новые произведения. Практика
показывает, что в коллективах, которые этого не делают, происходит
постепенное падение певческого уровня участников.
16. Нередко профессиональный уровень певчих выше профессионального уровня
регентов. Регентам необходимо заботиться о повышении уровня своих
профессиональных компетенций.
17. Нередко регентам непросто дается диалог с настоятелем по вопросу
репертуара. Рекомендуется регулярно находиться в диалоге и слышать друг
друга.
18. В качестве препятствий в вопросах формирования репертуара регенты
отмечают экономические сложности (настоятель не готов оплачивать много
хористов, что автоматически сокращает возможный репертуар), а также
нередко недостаточный уровень музыкальной образованности и культуры
клириков. Последний вопрос следует решать на уровне образовательной
подготовки будущих и действующих клириков.
19. Настоятели предпочитают тот репертуар, который знают и к которому
привыкли.
20. В отдельных храмах существуют естественные ограничения репертуара,
которые определяются особенностями акустики храмового помещения.
21. Одно из решений проблемы недофинансирования хора — ставить в храме
отдельную кружку (сбора средств) на хор. Немногочисленная подобная
практика показывает, что прихожане жертвуют, потому что для многих это
существенно.
22. Регент должен иметь право на ошибку, на эксперимент.
23. Репертуар должен быть молитвенным, не пафосным. Но определить критерий
молитвенности крайне сложно, в этом вопросе неизбежна субъективность.
Практически все к молитвенности стремятся, но нередко понимают её
совершенно по-разному.
24. Регенты испытывают необходимость взаимного общения, поэтому
целесообразно не реже раза в год на уровне епархии организовывать общее
мероприятие для них.
25. Была предложена и поддержана всеми участниками идея формирования хора
регентов епархии, который даст, в т.ч. возможность общаться, учиться,
обмениваться опытом и пополнять свою репертуарную копилку.
4. “Сочинение под увеличительным стеклом”. Как пишут и зачем? Какие
ошибки делают, и как их избежать?
Рассмотренные темы:
● На чем основаны личные предпочтения композиторов в сочинении духовной музыки.
Изменяются ли они со временем?
● Церковная музыка и молитва.
● Критический разбор ошибок в произведениях, не прошедших конкурсный отбор.
Выступления:
1). Композиторы Семён Владимирович Сегаль и Михаил Олегович Малевич “Разбор
произведения”.
2). Композитор Семён Владимирович Сегаль “Церковная музыка и молитва”.
Основные тезисы, сформулированные в итоге дискуссии:
26. Основные ошибки при написании музыки на богослужебный текст:
интонационные и гармонические «новшества», не сообразующиеся с текстом,
преобладание произвольного индивидуального стиля над принятыми
церковными традициями, неуместное привнесение элементов различных
стилей светской музыки, создающих у слушающих не молитвенное настроение,
а страстное, эмоциональное состояние души. Эмоциональность в музыке
приводит к ложному ощущению катарсиса. Также встречаются ошибки в
голосоведении, плохое владение хоровой фактурой, параллелизмы, отсутствие
баланса между деталями и целым.