Иерей Илия Макаров: «Новые культурные парадигмы как способ нравственной дискриминации»
Как-то Андрей Тарковский сказал «Если убрать из человеческих занятий всё, относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство».
Соответственно: если главным в человеческих занятиях сделать только извлечение прибыли, то искусство исчезнет!
Казалось бы: что плохого, если за свои произведения искусства автор получает гонорар. Но вспомним как, например, получал содержание Микеланджело- от главного заказчика, епископа Рима. И весь мир любуется этими шедеврами.
Сейчас же шоубиз, акционизм и перформанс имеют доход из того, что ЗАХОДИТ публике- а нравится ей именно то, на что у нее формируют спрос с помощью различных психо-соматических технологий.
Насколько популярными были стансы Рафаэля в анфиладе Папского дворца — настолько же они возвышали ум и сердце смотрящего: обратите внимание ведь друг на друга там смотрят 2 фрески: «Афинская школа» (прославление мудрости) и «Диспут о Святых дарах» (устремленность чувства в Небо).
В 21 веке популярна — смехотворная глупость и инстинктивная заземленность.
На примере музыкальной культуры кратко обозначу главный тезис заявленной темы.
Алишер Тагирович Валеев (он же мононимно в переводе с немецкого «Утренняя звезда») в своем так называемом творчестве уж совсем не дитя утренней зари и не рассвет свободного искусства. Оказывается, мечты о дорогой жизни, хамстве и унижении- это вершина нашей культуры. Это главный вывод из его композиций, напоминающих по форме песни…
Сиюминутная популярность такого явления лишь подчеркивает незыблемость вкорененных в человечество нравственных приоритетов.
Духовной свободы в природной ограниченности не существует. Искусство как эпицентр культуры всегда предлагало гуманитарный выход из объективной ограниченности. Сейчас же казалось бы исключительно субъективное творчество деятелей культуры не предлагает никакого выхода из экзистенциального кризиса (а он очевиден!).
Альфред Шнитке сказал: «Шлягер в развитии искусства — это символ зла.»
А именно с этого понятия началось все то, что именуется сейчас массовой музыкальной культурой. И к сожалению, альтернативной музыки сегодня не слышно.
Казалось бы давнишний тезис английского писателя Филиппа Честерфилда «Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться»
может быть принят и нами. Но сегодня мы вынуждены свидетельствовать, что нравится теперь как раз безобразное. И это не метафизика, и даже не природа, а то, что буквально «ниже плинтуса», что просто разчеловечивает.
И еще один композиторский пример- законодатель музыкальной моды 20 века Игорь Стравинский совершенно искренне выразил и революционный дух начала 20 века, и эстетство «элиты», и жанровую всеядность, но пришел в итоге к осмыслению главного вопроса — парение духа в поднебесных реалиях. Этот композитор был сказочно популярен, но прислушался ли кто-нибудь к его главному месседжу? Увы!
Итак. Разве во времена Рафаэля не было уличной вульгарной посредственности? Была. Но она не являлась мейнстримом!
Разве сегодня нет настоящих творцов, способных возвысить нас над обыденностью? Есть. Но они не популярны.
Вывод: глобальная дискриминация нравственности может быть преодолена только всеобщим провозглашением принципа нравственной жизни. И конечно же главным мотиватором к этому может и должно стать искусство как стержень культуры.
Автор: иерей Илия Макаров