Цикл лекций о музыке открылся в Шереметевском дворце
Цикл лекций-концертов «Сакральное пространство музыки» открылся 5 февраля в домовой церкви святой Варвары Шереметевского дворца. Организаторы — епархиальный совет по культуре и Музей музыки — Шереметевский дворец. Ведущий — председатель совета по культуре кандидат богословия иерей Илия Макаров.
Первая лекция называлась «Oratorium, или концерт». В ней приняли участие лауреат международного конкурса Дарья Телятникова (меццо-сопрано), Елена Кейлина (фортепиано), Регина Штейнман (скрипка).
Отец Илия выразил благодарность сотрудникам музея за реставрацию церковного пространства. Он отметил, что история западной и русской христианской культуры шла параллельно, и, несмотря на все отличия, музыка сближает: «Никогда музыку не использовали, чтобы осудить, покорить уничтожить». Объясняя смысл названия, отец Илия объяснил, что оратория (от латинского oratorium — храм, молельня) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на религиозный сюжет, предназначенное для концертного исполнения, и это целое направление в истории музыки. Был исполнен отрывок из оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия».
Отец Илия рассказал, что авторских произведений, представляющих собою молитву Богородице, известно около сорока. В православной традиции распевов молитвы «Богородице Дево, радуйся» — примерно восемьдесят. Это говорит о том, что христиане всех конфессий чтут Деву Марию. Одна из известнейших композиций — «Ave Maria», приписываемая итальянскому композитору Джулио Каччини. На самом деле автором был советский гитарист Владимир Вавилов (1925-1973). «Но если Вавилов хотел, чтобы его произведение исполнялось под именем Каччини, почему же уважить его», — заметил отец Илия и объявил: «Джулио Каччини. Ave Maria».
Тема Богородицы напрямую связана с праздником Рождества. Было исполнено рождественское песнопение «Ночь тиха» — для Дарьи Телятниковой это была премьера. Отец Илия рассказал об истории создания этого произведения. Текст был написан в начале XIX века немецким священником Йозефом Мором, а музыку для гитары он попросил написать своего друга, органиста Франца Грубера. Возможной причиной было то, что орган в церкви, где служил священник, накануне Рождества сломался, а в праздник необходимо было что-то исполнить.
Разговор о западной церковной музыке невозможен без упоминания Иоганна Себастьяна Баха.
«Советское музыковедение как-то обходило тот факт, что Бах был выдающимся церковным композитором, — сказал отец Илия. — Но быть органистом, писать для Церкви — это было то, к чему он всегда стремился. Для Баха музыка — это то, что ставит человека перед лицом Бога. А нужна ли такая музыка нерелигиозному человеку? Очень нужна! Она побудит его задать себе вопросы, которые иначе бы у него не возникли. Духовная музыка, выйдя из храмов, продолжает говорить о самом главном».
Были исполнены инструментальный хорал Баха, исполняемый в период адвента, в предрождественские дни, посвященный притче о десяти девах (Мф. 25:1-13), а также ария Петра из оратории «Страсти по Матфею».
ИА «Вода живая»,
05.02.21