img
CОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

16 февраля – день рождения первого регента Хора духовенства, протодиакона Павла Герасимова.

16 февраля 2022

Первый регент, создатель и многолетний руководитель Хора протодиакон Павел Петрович Герасимов родился 16 февраля 1930 года в д. Крутицы Дзержинского района Калужской области в семье верующих русских людей, рабочих по положению. В 1949 году поступил в Московскую Духовную Семинарию. С 1951 по 1954 год служил в рядах Вооруженных Сил. В 1956 году окончил семинарию, параллельно с основным курсом — Регентский класс при ней. С 1956 года нес послушание регента в Феодоровском соборе Ярославля. С февраля 1958 по декабрь 1992 годов состоял регентом хора Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, с 1971 года — Хора Духовенства Ленинградской митрополии. 6 декабря 1967 года в праздник святого благоверного великого князя Александра Невского митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом посвящен в сан диакона, а 12 сентября 1987 года митрополитом Алексием (будущим Патриархом) возведен в сан протодиакона. 14 апреля 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к празднику Святой Пасхи и в связи с 70-летием наградил отца Павла орденом святого преподобного Сергия Радонежского 3-й степени за усердное служение Русской Православной Церкви. С 1992 года до самой кончины, последовавшей 12 ноября 2002 года, служил протодиаконом в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и на момент окончания земного пути был старейшим клириком Санкт-Петербургской Епархии, умудрённым, уважаемым и любимым всеми старцем и наставником. Соболезнования по поводу его кончины были направлены Святейшим Патриархом Алексием II на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, однокурсника отца Павла по семинарии.

Хор Духовенства был создан по слову митрополита Никодима любящим сердцем, обширным, мудрым разумом и заботливой умелой рукой отца Павла. Это было непростое послушание, совершенно необычный опыт хоровой работы, доселе небывалой: соединить воедино голоса весьма разных и уже состоявшихся исполнителей, многогранных личностей, харизматичных и маститых пастырей. Эта работа включала в себя и сложнейшую задачу определения сроков и череды репетиций, учитывающих богослужебные ритмы Епархии вплоть до самых отдалённых её приходов; и поиск исчезающих в огне богоборческих гонений ценнейших певческих рукописей; и тяжёлые переговоры с властями о концертах и записях, и неустанное тщание о высоком исполнительском уровне, сохранении истинно петербургского вкуса и стиля в пении.  С тактом, пониманием и твёрдостью о. Павел вёл корабль Хора Духовенства.

Помимо бесспорных музыкальных качеств и выдающегося голоса, которые,          несомненно, могли бы возвести его на вершины славы светского исполнителя, кроме обширных познаний и богатого профессионального опыта, позволявших успешно, с             честью и блеском нести тяжёлое и почётное регентское послушание, важнейшими             дарами и талантами, которыми обладал отец Павел, были дар             проповеди Слова Божия             через музыку и понимание своей миссии как благоговейного и смиренного служения             бесценной традиции русского литургического храмового пения, хранителем и восстановителем которого он был на протяжении десятилетий.

Именно трудами отца Павла были заложены фундаментальные основы музыкально-   стилистические основы звучания Хора Духовенства, его репертуарные принципы, а             также             традиции тёплых братских отношений внутри коллектива, всегда состоящего из     представителей разных церковных поколений, от юного диакона до заслуженного           протоиерея.

Своё нынешнее послушание в высоком служении Русской Церкви и русской музыке             отцы-певчие             Хора          Духовенства со смирением и благодарностью посвящают отцу             Павлу Герасимову, своему предшественнику, учителю и молитвеннику.
(текст: Юрий Стрекаловский)